?

Log in

Ivory Tower of a Hoopoe Bird

> Recent Entries
> Archive
> Friends
> Profile
> previous 50 entries

August 31st, 2016


01:51 pm
По одной странной надобности пришлось заполнять некую российскую заявку на грант. Так там действительно странные наукометрические показатели. Например:

"Средневзвешенный импакт-фактор изданий, в которых были опубликованы статьи"

Можно спорить о том, коррелирует ли импакт-фактор журнала с качеством. Но какой смысл в вычислении среднего импакт фактора-то? Не говоря уж о том, что это технически сложно. Человек публикует, допустим, свои лучшие работы в журналах с высокими показателями, вроде Nature. При этом наряду с гламурными работами, у него могут быть и работы для какого-нибудь там вестника заборостроительного института. Более того, последних может быть много. Но они никак не уменьшают качество лучших работ. Более того, может быть что человек сейчас публикует в лучших журналах, а 20 лет назад он ни о чем таком не думал, и у него много старых заурядных работ. Какой же смысл усреднять по хорошим и плохим статьям? Не говоря уж о том, что импакт журнала еще не показатель качества статьи. Это как спрашивать среднюю стоимость картин художника. Может он всю жизнь дорогие картины рисовал, а может в молодости подрабатывал тем, что портреты за пять рублей на Невском рисовал. В средней стоимости картин мало смысла (не говоря уж о том, что цена картины не всегда свидетельствует о ее качестве).

Публикация и цитируемость важны, поскольку без них научные достижения будут оценивать прежде всего по деньга, Если завлаб из своей лаборатории делает коммерческое предприятие (например, начинает что-то измерять или расчитывать на заказ), то он приносит деньги. Это всех устраивает, и администрацию и его самого и тех, кто с ним работает. Велик соблазн объявить, что таким и должен быть преуспевающий ученый - коммeрсантом и менеджером. Вот чтобы этого избежать, и нужно смотреть, что он публикует, и интересно ли это кому-нибудь.

(1 comment | Leave a comment)

August 30th, 2016


02:16 pm
Зоя Черкасски (которая рисует карикатуры на тему Алия 90, http://www.liveinternet.ru/users/lara_rimmer/post388470029/), кажется, пошла в гору. Вчера по ивритскому ТВ промелькнули ее картины на выставке современного искусства в Иерусалиме. А сейчас по ивритскому 10 каналу целая передача с ней про то, как дискриминируют русских (тут и йордим в Канаде, и девушка, которую раббанут заставил ехать в Кривой Рог доказывать еврейство).

(Leave a comment)

12:40 pm - Саймон Мейбин . Гендерное неравенство: что скрывается за сухими данными статистики?
http://www.bbc.com/russian/features-37213459
На сайте Би-Би-Си сегодня интересный материал о гендерном неравенстве при оплате труда. Кстати, Би-Би-Си - одно из немногих СМИ, которое иногда пишет о проблемах мужчин, а не только о проблемах женщин. Например, год назад они опубликовали материал о проблеме самоубийств среди мужчин в возрасте 40-50 лет (http://www.bbc.com/news/magazine-32231774). Однако таких материалов о мужских проблемах там единицы, среди многих десятков статей о женских проблемах,

Так вот, по поводу гендерного неравенства в оплате труда, автор пишет, что оно связано с тем, что за работу на полставки в принципе (и мужчинам и женщинам) платят меньше в час, чем за работу на полный день. А женщины предпочитают чаще работать на полставки. И еще, что в возрастной группе до 50 лет разрыва в оплате нет. Но что вообще эти данные очень противоречивые и интерпретировать их можно по-разному. А "средняя оплата" имеет так же малo смысла, как рассуждение о среднем числе внуков среди всех людей (зависит от возрастной группы и других деталей).

Я не возьмусь судить про разрыв в оплате. У нас на работе женщины-профессора в среднем получают больше, чем мужчины. Скажем, когда в 2009 году брали около 20 профессоров-ассистентов, большинствy мужиков положили 80 тыс в год, а женщине Н. положили 87 тысяч на той же должности. Видимо, у нее как у женщины был больше выбор, больше предложений, а администрация была больше заинтересована в том, чтобы взять женщину, и полагала, что у нее больше шансов принести деньги. Но это частный случай. Tо, что я вижу вокруг, не обязательно так же везде.

На мой взгляд, статья yпускает главное. На мужчин есть социальное давление с тем, что они должны зарабатывать и кормить семью. Почитайте женские журналы, почитайте сайты по психологии отношений. Все исходят из предположения, что муж должен больше вкладывать в семью материально. Даже просто в М/Ж отношениях (без детей и без брака) ожидается, что молодой человек больше вкладывается материально, чем женщина: платит за развлечения, поездки и так далее, дарит подарки. Естественно, что в результате этого мужчинам приходится проявлять большую настойчивость и больше жертвовать комфортом ради карьеры: он знает, что от него требуется заработок. Поэтому там, где женщины отступают и считают, что карьера не стоит тех стрессов и нервов, с которыми она связана, мужчинам отступать некуда. Вот их и больше на высокооплачиваемых работах. Отсюда также и большее количество сердечно-сосудистых заболеваний и меньшая продолжительность жизни у мужчин.

(7 comments | Leave a comment)

August 29th, 2016


03:49 pm
В Америке нельзя решить принимать только мужчин на какую-нибудь приличную должность (вроде профессора в университете штата). И совершенно справедливо нельзя, потому что это будет дискриминация женщин. Зато можно решить принимать на такую должность только женщин, а мужчин - запретить. Потому что дискриминация мужчин разрешена.

Я об этом не задумывался, пока не прочитал в художественной книге С. Ройстачера (он хорошо знает академические реалии, при этом левый еврейский либерал) "Траур по математеку". По сюжету книги, некий великий математик-женщина, решившая одну из "Проблем тысячелетия", умерла и оставила завещание создать профессорскую позицию в висконсинском университете, на кoторую будут принимать только женщин. Ее завещанием книга заканчивается. На самом деле крупных математиков женщин вообще очень мало, но не в этом дело.

Меня эта идея Ройстачера возмутила. Толпы квалифицированных математиков обивают пороги, ждут годами, когда где-нибудь освободится вакансия, борются за нее, переезжают с места на место по постдокам. При этом мужчинам нужна работа. Oт мужиков ожидают, что они будут кормить семьи (почему-то женщины, выходя замуж, редко горят желанием содержать любимого мужа). Поэтому мужчины и остаются в этой гонке непропорционально, в то время как женщины, которым карьера не столь важна, эту профессию бросают. А тут в государственном университете создают новую позицию, но квалифицированным кандидатам на нее запрещают поступать, потому что они мужчины. А принимают на нее, в обход общего конкурса, женщин, потому что они менее настойчивы и их среди кандидатов мало.

Я написал пару лет назад рецензию на этот роман Ройстачера для русско-еврейского сайта, и не удержался пройтись там по этому моменту (разумеется, в дипломатичных выражениях):

"Женщины составляют большинство населения развитых стран и подавляющее большинство среди читателей беллетристики. Среди математиков женщин мало, ни одного филдсовского лауреата, по крайней мере, до сих пор (весна 2014). Книга оканчивается завещанием Рахеллы, в котором она просит на деньги от Приза тысячелетия создать в Висконсинском университете «кафедру Софьи Ковалевской», которую будет занимать только женщина-математик. Не обсуждая вопрос о том, насколько законно в Висконсине в университетской системе создавать позицию, которую могут занимать только представители определенного пола (расы, религии?), замечу, что тему о женщинах в академии Ройстачер обсуждает в своей публицистической работе «Конец золотого века американских университетов», где говорит, что женщины страдают от того, что многие ищущие работу молодые мужчины, постдоки и профессора, убеждены, будто женщин нанимают на работу из-за их пола, потому что администрация университета имеет льготы, приняв женщину-профессора из соображений «политкорректности»."
http://www.berkovich-zametki.com/2014/Zametki/Nomer7/MNosonovsky1.php
Current Location: Israel, Jerusalem

(2 comments | Leave a comment)

August 27th, 2016


03:48 pm - dybr
Сходил в четверг вечером на экскурсию в Нахлаот с Д. Вайнштейном. Насколько я понял, экскурсия эта имеет ограничение по возрасту до 35, мне сделали замечание, но не прогнали (там явно были и другие люди старше, по-моему, даже одна френдесса была, но я не 100% уверен) :) Экскурсовод экскурсоводит Таглит (Birthright-Israel) и Масу, но это у них отдельная программа "шабат-шиши". Вначале лекция на полтора часа в странном олимовском центре, обклеенном колорадскими плакатами про советских ветеранов, потом полтора часа прогулка по Нахлаоту. Из услышанного и запомненного:

Врата города перестали запираться на ночь в 1875, с этого момента бурная закладка кварталов, до того только пять кварталов за пределами стен старого города: Мишканот Шаананим (1860), Маханэ-Исраэль (1865), Нахалат-Шивъа (1869), я забыл, что еще (1872) и Меа-Шеарим (1874)... Меа-Шеарим - архитектор Конрад Шик (он же и бухарский квартал (1891)... Кварталы закладывал Хаим Ривлин (основатель клана Ривлиных, нынешний президент из него), Монтефиоре на деньги Туро... Ршут-hа-Шидур (между рынком и таханой мерказит) - бывшая больница Шаарей-Цедек, то есть город доходил тогда вдоль Яффо довольно далеко (про это говорил и Фишелевич во время экскурсии по Ромеме)... Что до Нахлаота, он состоит из 32 владений (отсюда официальное название Лев-hа-Ир, лев=32).. Из жителей Нахлаота Д.В. говорил про Ицхака Навона (президента Израиля, которого не любила Голда, она протолкнула Эфраима Кацира) и р. Арье Левина (большого правeдника, скромника и авторитета), Хаима Валеро (главного банкира и богатейшего человека в Иерусалиме при турках) а также про р Ширазли... Садик "hа-Бустан hа-Сфаради" (это название пьесы Навона, кстати, русские олим там любили выпивать и называют его Пьяный садик), там же яванская (янинская) синагога.

В пятницу утром пошел на экскурсию М. Туваля по мамлюкскому Иерусалиму. Узнал оттуда, что "аблак" - это чередование светлого и красноватого камня, иерусалимский стиль, что мамлюкские минареты квадратные в сечении, а оттоманские - круглые (как известно, в Турции минареты похожи на ракеты). Также понял где находилась основанная Роксоланой благотворительная столовая Хасеки-Султан Имирет (рядом с дворцом Леди Туншук на ул, еврейское название которой Маалот hа-Мидраша, арабское Акбат-ет-Такия). Русских экскурсий по исламскому нееврейскому Иерусалиму мало (в отличие от обрыдших экскурсий по монастырям и церквям), потому интересно.

После этого мы ездили на шаббат в Кирьят Арбу. Ходили оттуда в Махпелу. Это близко, на дороге на каждом повороте (метров через 50 друг от друга) дежурят солдаты с автоматами и с полной выкладкой (ранцы и т.д.) - сюр. Пред нами шли две девочки-школьницы, раздавали солдатам леденцы-лолипопы. На обратном пути повернули не туда и чуть не попали в Бейт-Мериба/Шалом. В самой Махпеле все не так, как было в 1992 году (когда я был там в последний раз), тогда там по очереди была мечеть и синагога, после теракта д-ра Баруха Гольдштейна на пурим 1994 ее разделили (в зал могил Ицхака и Ривки нет доступа, а там-то и был лаз на нижний этаж), но все равно интересно. Там же я видел тот же "аблак" и минареты квадратного сечения, про которые слушал накануне. В Кирьят-Арбе видели городской сквер имени Меира Кахане, в котором похоронен Барух Гольдштейн (еврейский террорист), на надгробии написано, что он святой праведник, отдавший жизнь за Тору и еврейский народ, невинно убиенный, обладатель чистого сердца и чистых рук, потомок в седьмом поколении первого Любавического ребе. :)

Я давно заметил, что все крупные постройки древних времен в этой стране создал царь Ирод (Храмовая Гора, Иродион, Махпела, Кейсария), который почему-то как-то непропорционально своей роли обойден вниманием еврейской историографии и учебников истории, да и вообще пользуется дурной репутацией (возможно, из-за христианских легенд об избиении младенцев).

В Кирьят-Арбе много Бней-Менаше (геров из Мизорама на границе Индии и Бирмы), говорящих на тибето-бирманском языке (это не китайский, но выглядят они как китайцы), по крайней мере, их много в Мароканской синагоге. Моя жена говорила им по привычке "гут-шабес". Я сказал, что да-да, в штате Мизорам все изъясняются на чистом идише.

Кстати об идише, в трамвае рядом с нами ехал харедимный мужик, говорил с двумя тетками, сидевшими напротив, реально на идише (что-то там про одежду современной молодежи). Мне это так понравилось, что я сел рядом и стал вслушиваться, хотя понял меньше половины, мне стало почему-тo очень смешно. Я не первый раз слышу идишскую речь в этот приезд (раньше не замечал). Они вышли на Шивтей-Исраэль (ведь не Меа-Шеарим?).

В мароканской синагоге на кабалат шаббат читают песнь песней, очень проникновенно. Я редко бываю в синагогах, почти только на каббалат шаббат и то не каждую неделю. Каждый раз, присутствуя на службе, я думаю вот о чем. Повторяются одни и те же тексты, кадиш раз пять только в ходе каббалат шаббат. А религиозные люди молются три раза в день, то есть они очень связаны с этими текстaми. Сравните, насколько на вас влияют стихи Пушкина, выученные в детстве. :) Красивый текст, выyченный наизусть, доставляет удовольствие при повторении. А тут пиюты, псалмы и древние тексты молитв не просто наизусть, а по несколько раз в день, без исключений. Почему-то это никак не отрефлексировано -- я никогда не слышал и не читал рассуждений религиозных людей о том, что для них значат филологичеcки все эти "исгадал веискадаш шмей рабо" и "шело сам халкейну каhем вегоралейну кехол хамонам". Это особенно странно, поскольку в ХХ веке была большая литература на разных языках, созданная выходцами из традиционной среды.

(3 comments | Leave a comment)

August 26th, 2016


05:22 am - Хасеки-Султан Aмарат
Хасеки-Султан Имарeт - обществанная кухня (тамхуй на иврите), основанная Роксaланой, одной из жен Сулеймана Великолепного в XVI веке. Налог на Xасеки-Cултан собирали с деревни Исауия на Скопусе. Роксалана была родом из Рогатина в Галиции (по еврейски Ретин). Давно хотел специально найти это место (в Гугле не смог разобраться, где именно оно находится), наконец побывал сегодня на экскурсии с М. Тувалем по мамлюкскому Иерусалиму.

(2 comments | Leave a comment)

12:41 am - семинар в Гиват-Зееве
Предполагаю 15 сентября выступить на домашнем семинаре по еврейской истории в Гиват-Зееве (Кирьят Йеарим, 61, нач 19:30) по своей стандартной теме про эпитафии:

"Еврейские эпитафии ХVI-ХIХ вв. из Восточной Европы: соединяя сакральное и повседневное"

Речь пойдет о надгробных надписях на иврите в основном из Украины. Эпитафия на иврите как литературный жанр соединяет два мира: с одной стороны - мир идеальных библейских текстов, с другой стороны - мир повседневной жизни еврейского местечка. Это соединение достигается на разных уровнях: (1) использование библейских цитат, связывающих конкретного погребенного с соименным библейским персонажем, (2) использование имени, места и времени как абсолютной системы координат, (3) существование между письменным и устным (переключение орфографии между ивритом и идишем, в зависимости от того, идет ли речь о книжном или о повседневным понятии), (4) существование между фольклорной и профессиональной литературой, (5) между канонической и народной религией. Мы обсудим связь эпитафий с фундаментальными вопросами бытования еврейской культуры: почему нужна Письменная и Устная Тора, зачем евреям два языка (иврит и идиш или иврит и арамейский). Эпитафия выполнает функцию свидетельства о погребенном в Небесном суде и, по сути, пишется не для земного читателя, а "для вечности", что можно продемонстрировать путем нарратологического анализа (от чьего лица написаны и к кому адресованы тексты). Мы поговорим также о некоторых конкретных надписях, имеющих важное историческое значение (1520 г. из Буска, 1520 г. из Острога, 1555 из Меджибожа, и др).

(Leave a comment)

12:29 am - продолжая гендерную тему
1. Я правильно понимаю, что в России даже сегодня пенсионный возраст у женщин 55 лет, а у мужчин 60, как это было при СССР? Интересно, а чем официально объясняется такое различие, особенно, учитывая, что продолжительность жизни у женщин на 10 лет больше, чем у мужчин? То есть понятно, что это анахронизм и наследие советских времен, но должно же оно все равно как то официально толковаться, например, в курсах основ государства и права. Получается, что мужчины должны целых пять лет вкалывать, в то время как женщины могут сидеть на пособии по факту рождения. Пять лет принудительных работ с 55 до 60 - это наказание за неправильное устройство половых органов?

2. И еще интересно, чем объясняется призыв в армию только мужчин с 18 до 20? Целых два года (?) мужчины должны фактически в режиме рабов 24/7 отрабатывать в тяжелых условий жизни в казарме, при этом рисковать своей жизнью и подрывать физическое и психологическое здоровье. В то время как женщины могут учиться, работать или просто ничего не делать. Опять же, понятно, что в прошлом веке это объяснялось патриархальной моделью, при которой якобы женщины выращивают детей, а мужчины якобы защищают родину и обеспечивают семьи. Никто не хотел, чтобы молодых матерей призывали в армию. Но в наше время этого нет, женщины самодостаточны. Hикто их не гонит в брак и заводить детей в 18 лет, a семейные обязаности и доступ к работе по закону равные. Почему, собственно, обязанность "защищать родину" не распределена равно на оба гендера? Призыв мужчин есть в России и вo многих европейских странах, в Америке призыва нет, но есть закон о selective service только для мужчин возраста с 18 до 26.

(5 comments | Leave a comment)

August 25th, 2016


04:41 pm
Вот только что получил рассылку. При нашем колледже, оказывается, успешно прошел профориентационный лагерь для девочек-школьниц:
"EnQuest is an engineering camp for high school girls. Camp-goers live on campus for a week, explore engineering careers, build skills, learn scientific theory and apply knowledge to a real-world project. Campers meet professional women engineers and tour local companies looking for future engineers."
http://uwm.edu/engineering/our-people/community/enquest/

Помимо того, что в результате посещения такого лагеря ребенок заинтересуется профессией и захочет учиться, после такого лагеря легче поступить, его можно упомянуть в Си-Ви (или эссе, или мотивационном письмe, yж не знаю, как там оно называется у школьников), и оно играет положительную роль в конкурсе при поступлении, как и в получении грантов и стипендий на учебу.

Это замечательно. Но вопрос, что делать тем, у кого мальчики? Их не нужно привлекать к учебе и профориентировать? Почему перед мальчиками закрывают двери таких мероприятий? Разве это не прямой показатель, что общество в мальчиках и в мужчинах не заинтересовано и пытается их вытеснить?

Современным женщинам не нужны мужья и мужчины, женщины могут прокормить себя сами. Далеко не все женщины хотят детей, и опять же многие хотят воспитывать детей в одиночку. Поэтому в обществе и нет заинтересованности в том, чтобы мужчины получали образование, работали и зарабатывали. Пусть мужики катятся куда хотят с глаз долой, без них обойдемся, полагает американское общество. Среди мужчин уже более высокий уровень самоубийств и алкоголизма, чем среди женщин.

Конечно, девушек все еще мало среди поступающих на инженерные специальности. Но среди студентов колледжей в целом-то их больше 50%.

(13 comments | Leave a comment)

August 24th, 2016


04:08 pm
Селфи на крыше института физики Иерусалимского университа. На заднем плане - Кнесет, Музей Израиля и Музей земли Израиля.


Проезжая на 42ом автобусе, сфотографировал дом в Рамат-Шломо, фасад которого копирует резиденцию Любавического Ребе в Бруклина.

(Leave a comment)

August 23rd, 2016


01:02 pm - Я спросил у пахана мерказит ли тахана. Мне ответил паразит: Тахана не мерказит!
Между кампусами в Гиват-Раме и на Скопусе строят трамвайную линию (точнее, ответвления от существующей), к следующему моему саббатиклу будет удобно ездить, пока перед Гиват-Рамом все перерыто. Сейчас от нас до кампуса ходит 68ой автобус и 42ой. 68ой ходит каждые 10 минут, но идет через город, Тахану Мерказит, через религиозные районы (ул. Бар-Илан, Иеримияху, вот это все), где засаживаются многодетные семьи с колясками, всего занимает не меньше 45 минут, много светофоров, разворотов и заторов. В отличие от него, 42ой ходит раз в час и идет около 15 минут. От Гивы-Царфатит сразу на Цомет-Рамот и оттуда сразу через туннель Кирьят-Мемшала и Гиват-Рам. Расписание его я уже выучил.

На 42ом всегда едут те же люди: по виду индийцы, то ли постдоки, то ли студенты-докторанты (одна молодая пара, возможно, муж и жена, и еще несколько ребят), похоже, какие-то биохимики или что-то такое. Я сижу в автобусе перед ними, слышу, как они обсуждают, пока едут "Nature, Langmuir, PNAS, тот нашел позицию, этот опубликовал" и т.п. В Милуоки рядом с университетом таких обсуждений не услышишь (полагаю, что в Питере тоже).

Автобус проезжает Рамат-Шломо, на горе стоит здание (наверно, Любавическая синагога), фасад которго копирует 770 Eastern Parkway в Бруклине, забавно... На Цомет-Рамот садятся харедим с детскими колясками и множеством детей (куда они едут на 42ом, не вполне понятно), религиозные здесь при посадке в автобус коляски не складывают...

От самого вида Иерусалима из автобуса сразу поднимается настроение. Удивительно здесь быть, удивительно, когда на работе подходишь к окну, а там Кнесет и Музей Израиля с "храмом кумранских свитков", как на открытке. Едешь на трамвае под османскими стенами Старого города, металлический голос объявляет на трех языках: "Шаар Шхем, Damascus Gates, Баб-аль-ьАмуд" или "hа-Ирийя, City Hall, Аль-Баладия". Как будто это что-то будничное -- столица древнееврейского царства, все эти старинные семитские языки и словечки.

Вид на работе из окна примерно такой, но блеклая фотография не передает:


До кучи еще несколько иерусалимских картинок:

Улица царя Юсуфа-ду-Нуваса. Нет, ну как такое может быть, а? Ну вот представьте себе диалог: "Я живу на улице Юсуфа зу Нуваса" - "А кто это такой?" - "Да, Химьяритский царь" - "А где это?" - "Да, еврейское государство было в Йемене в V веке, называлось Химьяритское царство, с христианской Эфиопией воевало".

Похоже на Черновцы, но это Иерусалим, 1922 г. Художник - Зеев Рабан [Конечно, это "на реках Вавилонских - шам яшавну гам бахину, если кто не понял; в Черновицкой синагоге того же времени есть такой же сюжет в росписях -- это на случай, если я непонятно пишу и злоупотребляю инсайдерскими шутками, наверно, не всем понятными.]


Письма Эйнштейна женам и любовницам (в стиле "мой маленький пусик, вот тебе отпечаток моего... моей ноги "), выставлены на физфаке, разрешeны к публикации пару лет назад.
Read more...Collapse )
Current Location: Israel, Jerusalem
Tags:

(2 comments | Leave a comment)

August 22nd, 2016


01:01 am - Путч 1991 года - это, прежде всего, конец коммунизма
Многие писали разное в связи с 25-летием со дня краха путча 1991 года. Интересно, насколько все забыли самое главное и лежащее на поверхности.

Путч 1991 года - это, прежде всего, конец коммунизма и конец власти коммунистов в самой главной коммунистической стране. Конец окончательный и бесповоротный. До этого было много разговоров о том, что переход от капитализма к социализму необратим, потому что якобы социализм -- более прогрессивный строй, и общество развивается от менее организованного к более организованному. До конца 1980х не было ни одного примера социалистической страны, которая стала бы капиталистической. И вот вдруг вся социалистическая система, СЭВ, Варшавский договор, десятки стран социалистической ориентации - все рухнуло. Горбачев был последним лидером коммунистической системы, путчисты были последними коммунистами, пытавшимися предотвратить ее распад. Все.

Коммунистическая идеология двигала в ХХ веке десятками миллионов людей. За ее идеалы умирали и убивали. Че Геварра и Мао, Фидель и Пол Пот, Сталин и Берия, Брежнев и Бабрак Кармаль, Чаушеско и Тито, Энвер Ходжа и Хо Ши Мин, Ортега и Насер.

И вот все -- на смену коммунизмy пришла идеология ислама, она теперь двигает массами. А последней агонией коммунизма и был тот самый путч с трясущимися руками Янаева на пресс-конференции в ответ на вопрос Малкиной и издевательские шуточки иностранных журналистов "советовались ли вы с Пиночетом?" и c требованием Кобеца расстрелять ГКЧП.

На смену марксизму-ленинизму пришел ислам как главная движущая массами глобальная идеология, притивостоящая богачам, образованным и Америке, богатому Западу/Северу.

(Leave a comment)

August 21st, 2016


12:34 am - Би-Би-Си опубликовало любопытное интервью с Генадием Янаевым
http://www.bbc.com/russian/media-37146288
Би-Би-Си опубликовало любопытное интервью с Генадием Янаевым, взятое за несколько дней до переворота ГКЧП и показанное во время переворота. Би-Би-Си ухитряется называть Янаева "исполняющим обязанности президента" и даже вторым президентом СССР. Любопытно несколько моментов. В обратном переводе с английского выглядит, будто Янаев говорит очень бойко (на самом деле говорит диктор).

Но что он говорит? Он говорит, что ввод советских войск в Чехословакию в 1968 и в Афганистан в 1989 был ошибкой. Еще он говорит о том, что подписал решение о роспуске Варшавского договора! И что ОБСЕ должно стать новой системой безопасности в Европе, что нужно отказаться от имперской политики.

По сравнению с Путиным Янаев просто голубь какой-то.

(4 comments | Leave a comment)

August 20th, 2016


02:59 am - Цитирование перевалило сегодня за 5000
https://scholar.google.com/citations?user=Ct5Kv-UAAAAJ
Цитирование моих научных работ по данным Гугл-Сколара перевалило сегодня за пять тысяч. Часть там самоцитирование, часть -- самоцитирование моим буйным соавтором-начальником из Огайо общих (написанных мною) публикаций. Но даже если убрать эти, то тысячи четыре цитирований другими людьми все равно останется.

Многие считают, что этo не имеет значения. Однако поскольку подгoтовка и публикация научных статей -- фактически основная часть моей жизни, то для меня имеет значение, обращает ли кто-то внимание на тексты, которые я пишу. Разница между "писать в стол / писать то, что никто не читает", и писать то, что другие цитируют, это, следуя выражению В. И. Ленина в "Материализме и эмпириокритицизме", примерно как разница между поллюцией и актом деторождения.

Цитируемость нужна не для того, чтобы сравнивать себя с Гр. Перельманом или с Леонардом Эйлером. Сравнивать себя нужно с коллегами по кафедере и колледжу, которые получают promotions, и с коллегами из других заведений, которые получают гранты и профессиональные награды. Задача, которую вы решаете в эмиграции, это не сравнить себя с Эйлером (и убедиться, что вы никто). Задача, которую вы решаете в эмиграции, это найти работу, удержаться на работе, быть на хорошем счету на работе, получить промошн на работе. И для этого вам нужны аргументы, что вы не хуже тех, кто работу нашел и промошн получил.

Такими аргументами может быть (1) цитируемость и (2) количество освоенных денег (грантов и хоздоговоров). Но поскольку мы занимаемся не бизнесом, не цветами в ларьке у метро торгуем, то количество заработанных денег, по-моему -- слабый аргумент. Наука - это часть культуры, такая же как поэзия, или искусство, или журналистика. К науке принадлежит только то, что опубликовано в научной литературе. Развитие науки - это развитие научной литературы. Хотя цитируемость не свидетельствует о качестве литературной публикации, она свидетельствует о востребованности. Где-то так.
Tags:

(7 comments | Leave a comment)

August 19th, 2016


07:55 am
Сразу несколько френдов завели разговор о гендерном равноправии. Я за почти двадцать лет жизни в США ни разу не сталкивался с ситуацией, когда принадлежность к мужскому гендеру давала бы мне хоть какое-нибудь преимущества в поиске работы, прохождении интервью, получении грантов и чем-либо еще, имеющим отношение к карьерному росту. На мой взгляд, общество в Америке заинтересовано в мужчинах меньше, чем в женщинах, ценит жизнь и здоровье мужчины меньше, чем женщины, заинтересовано в историях успеха мужчин меньше, чем женщин, в возможности социализации, адаптации и социальных лифтах для мужчин, меньше, чем для женщин.

1. Мужчины меньше живут, чем женщины.
2. Мужчины более подвергнуты социальным порокам (алкоголизм, наркомания), чем женщины.
3. Среди мужчин в несколько раз больше успешных самоубийств, чем у женщин (а у женщин в несколько раз больше, чем у мужчин, попыток самоубийств, т.е. имитаций, расчитанных на реакцию публики).
4. У мужчины выше шансы стать жеpтвой насилия, оказаться в тюрьме, погибнуть в драке или в перестрелке, погибнуть на войне.
5. Мужчины реже следят за своим здоровьем, поскольку общество к этому их не поощряет. Мужчины реже ходят к врачам, реже обращаются за помощью к психологам. Улицы и печатные материалы полны рекламы о необходимости профилактики женских болезней, таких как рак молочниой железы. Для лечения этих болезней создают специальные фонды, устраивают массовые шествия и кампании. Профилактику характерных для мужчин болезней пропагандируют редко.
6. Для женщин есть много специфических програм социализации, куда мужчин не пускают. Занятия, группы, встречи, экскурсии только для женщин. Мужчинам из-за этого тяжело завязывать дружеские и социальные отношения, информация о тех или иных возможностях на новом месте (да и на насиженном месте тоже) проходит мимо них. Спортклубы полны программами, предназначенными для женщин, вроде зумбы; мужчину даже если и не прогоняют явно из такой группы, он там чувствует себя неудобно (Я имею в виду не мужчину с данными культуриста-стриптизера, а обычного мужика с одышкой, пивным животом и лысиной).
7. Для женщин всех возрастов есть специфические профессиональные и профориентационные программы, которые помогают им в карьере. Например, на нашем факультете есть кружок для школьниц Girls who code, для девочек, которые учатся программированию. Для мальчиков таких программ нет, их к учебе не привлекают. В результате дочка наших знакомых заинтересовалась программированием и поступает в колледж на программирование, а я для своего сына не могу найти подходящий кружок при университете, чтобы заинтересовать его учебой. Девушек больше среди студентов и они лучше учатся, об этом сегодня сообщает Би-Би-Си http://www.bbc.com/russian/features-37119903
8. Для девочек издается в разы больше книг, чем для мальчиков. Полка книжного магазина в несколько раз больше. (Про магазины одежды уж не говорю). :)
9. Женщины имеют дополнительную возможность продвинуться по социальной лестнице благодаря замужеству за американца. Получить легальный статус, получить с первого дня жизни в Америке дом и социальные связи через родственников и друзей мужа. Мужчины вынуждены идти к этому десятилетиями, добиваясь гринкарты, гражданства, знакомств и связей, собственный дом. То же касается и возможности карьерного продвижания за счет отношений с начальником.
10. Жизнь женщины больше ценится. Если выбор спасти мужчину или женщину, например, в терроростическом акте или при захвате заложников, в первую очередь выберут спасти женщин, а мужчину уничтожить. Мужчины также обязаны служить в армии (в США последние лет 40 нет обязательного призыва, но закон о selective service, распространяющийся только на мужчин от 18 до 25, сохраняется). А с какой, собственно, стати, мужчины должны защищать родину, а женщины - нет? Разве это не прямое свидетельство того, что жизнь мужчины ценится меньше?
11. Успехи женщин празднуются. Про женщин и их достижения есть специальные передачи по радио вроде NPR, о них пишут журналисты. Для продвижения женщин есть специальные фонды и стипендии. Мужчинам в продвижении никто помогать не хочет. Это не престижно, их успехи никого не интересуют и вызывают разве что зависть. Очень редко бывает передача, скажем, про успехи профессора белого-мужчины иностранца. Никто в нас не заинтересован, про нас не хотят слышать и знать. Женщин все любят, женщинами все воcxищаются, a мужчин называют "противными мужиками", в лучшем случае. :)
12. От мужчины многие ожидают, что он будет основным кормильцем семьи. При разводе мужчина почти всегда должен платить женщине деньги, даже при отсутствии детей. Hаоборот бывает крайне редко. От молодого мужчины также ожидают активной роли в отношениях с женщинами, при том что за проявления сексуальной активности его зачастую наказывают или осуждают, что приводит к невротизации.

Про разные мелочи, вроде большей платы за автомобильную страховку, разный возраст получения пенсий (ну, это не в Америке, а только в РФ), полицейский профайлинг в разных ситуациях, и другие, каковых легион, уж не говорю.

Если вы начнете поднимать эти вопросы, то вас обольют грязью. Скажут, что вы лузер, не настоящий мужчина, обладаете комплексами, зануда, и так далее по списку -- всевозможные хейтерские комментарии!

 

August 18th, 2016


02:43 am
Давно ни с кем не обсуждал вечнозеленую тему о том, является ли высокая цитируемость научных работ одним из показателей успеха в научной работе. Конечно, не является. Цитируемость - это показатель того, что статьи (книги, главы, тезисы конференций, патенты, доклады, отчеты, диссертации) знают и цитируют. Знать и цитировать могут по разным причинам: потому что работы разрекламированы, потому что человек -влиятельный начальник, потому что работы простые и понятные, тема модная, потому что у человека много друзей, которые любят друг друга цитировать, и так далее. В истории есть множество примеров, когда ученый, сделавший важное открытие или придумавший что-то новое, писал и цитировался мало. Эварист Галуа написал всего две работы, но заложил теорию групп. Хиггс опубликовал всего десяток работ, а потом бросил науку, но придумал механизм бозона хиггса в стандартной модели (правда, Хиггс все же был лауреатом Citation Award Thompson Reuters еще до присуждения нобелевской премии, то есть с его цитируемостью не все так просто). Математик Laurent Lafforgue получил в 2000 филдсовскую медаль за доказательство гипотезы Ленглендса, при этом имеет всего несколько малоцитируемых работ и Хирш в районе четырех.

Правда, не знаю кому как, а мне на работе приходится иметь дело каждый день, например, на заседаниях кафедры не с Хиггсом, Галуа и Лаффоргом. А с низкохиршевыми коллегами, две трети из которых почти ничего не публикуют, потому что не занимаются наукой, а только преподаванием, или заняты исследованиями в виде получениея и освоения контрактов (хоздоговоров), окучиванием спонсоров, местных гос. агенств и индустрии, и постоянными разговорами на тему "где взять бабки?" (так и говорят) и "не хватает зарплаты, сын-балбес хочет на Мерседесе ездить, и все, что я зарабатываю, тратит, бывшая жена снимает половину зарплаты на алименты, нужны extramural funding, бабки на летнюю зарплату". И в масштабах кафедры или факультета показатели цитируемости в общем-то неплохо отражают интеллектуальный вклад в научную литературу. По крaйней мере, лучше, чем показатели освоенных денег.

Остальные показатели научных достижений тоже мало что значат. Скажем, степень доктора физ-мат наук или д. тех. наук что значит? Она значит лишь что человек подсуетился и написал докторскую диссeртацию. Вписался в организацию, где докторскую можно написать и защитить. В определенном смысле это еще одна планка, свидетельствующая о способности к научной работе и вкладе в науку. Hо в то же время мало есть дураков докторов наук? Думаю, немало. Математик Гр. Перельман -- кандидат наук, а не доктор, но он доказал гипотезу Пуанкаре. То же касaется и званий вроде чл-корра и академика, и важных научных медалей и наград.

С другой стороны, на практике в работающей организации часто полезно вводить иерархию достижений, и научные степени кандидата и доктора (в американском варианте - профессорские ранги) оказываются полезными.

То же касается не только наукометрических параметров или формальных научных степеней и рангов. Наприемр, как мы оцениваем качество преподавания? По оценкам анонимной эвалюации, которые профессор или лектор получет от студентов на последней лекции. Эта оценка по пятибальной системе. Ежели проф. получил, скажам, 3.3 из 5.0, значит, преподает он плохо, студенты им не довольны. Того и гляди пойдут жаловаться в деканат: мы платим денежки за учебу, а тут преподаватель плохой. У такого преподавателя могут быть проблемы с повышением в ранге/получением теньюра или со статусом солид-перформер или с прибавкой к зарплате. А если эвалюация 4.8/5.0, то это ура, студенты в восторге, кафедра в восторге, талантливый учитель. Отражают ли эти оценки реальность? Лишь до некоторой степени. Среди студентов есть отличники и двоечники, не все способны оценить качество преподавания, многие волнуются только о том, чтобы формально сдать экзамены, курсы бывают легкие и трудные, обязательные и по выбору, преподы бывают требовательные и халявщики, с родным английским и иностранцы. Тем не менее, как-то оценивать преподавание нужно.

То же касается и студентов, кстати. Есть отличники, а есть троечники. Всегда ли троечник хуже отличника? Все мы знаем примеры: Эйнштейн не был отличником (у него была тройка по французскому и множество четверок), Билла Гейтса со Стивом Дхобсом, если не ошибаюсь, вообще отчислили из университета, что не помешало им стать важными инноваторами. Есть предложение отменить оценки (в школах типа Вальдорфа - Монтессори так и делают), но как правило отмена оценок не приживается, и средний балл все используют, вставляют его в резюме и все такое. В среднем, средне взятый отличник оказывается толковее, трудолюбивее (к умственной работе) и способнее средневзятого троечника. Хотя есть исключения. Так же и средневзятый научный работник с хиршем 50, как правилo, внес больший интеллектуальный вклад в развитие науки, чем человек с хиршем 3. Хотя тоже есть исключения вроде Лаффорга.

(6 comments | Leave a comment)

August 17th, 2016


05:09 pm
В ЖЖ часто приходится спорить с кем нибудь, кто доказывает, будто научные достижения в Америке не измеряются деньгами. Обычно математики приходят и доказывают, что ничего такого нет. Но иногда и физики с инженерами. Вот попались на глаза объявления о работе для профессоров. Каковы же job descriptions?

"Qualifications: Candidates for the rank of Assistant Professor should have received or expect to receive their PhD in Mechanical Engineering or a related discipline prior to employment. Additionally, candidates should be creative and adaptable, and have a high potential for both research and teaching. Candidates for the rank of Associate or Full Professor should have a distinguished record of research and educational activities as well as a strong funding history."
http://engineering.academickeys.com/seeker_job_display.php?dothis=display&job[IDX]=79608-EN160815m-8e&oid=854428


"Successful applicants are required to have an earned PhD in Mechanical Engineering or a related field, and are expected to develop and maintain an active, externally-funded research program as well as teach courses at both the undergraduate and graduate levels. "
http://engineering.academickeys.com/seeker_job_display.php?dothis=display&job[IDX]=80613-EN160815m-8e&oid=854428

Qualifications for these positions include a doctorate in engineering or a related field. The successful candidates will be expected to teach courses at both undergraduate and graduate levels, to develop an internationally-recognized, externally-funded research program, and to contribute to the operation and promotion of the department, college, university, and profession through service.
http://engineering.academickeys.com/seeker_job_display.php?dothis=display&job[IDX]=81064-EN160815m-6e&oid=854428

Ничего в джоб-дискрипшн не сказано про публикации, цитируемость, индекс Хирша. Ничего про необходимость делать научные открытия и получать результаты. Ничего про внедрение разработок Ничего про то, что нужнo быть хорошим ментором для аспирантов. Только расплывчатое "международное признание" (internationally-recognized) и "доказательства выдающихся научных и преподавательских достижений" (distinguished record of research and educational activities ). Зато про деньги очень четко.

(16 comments | Leave a comment)

August 11th, 2016


04:40 pm
Много раз слышал мнение (и в ЖЖ и в реале) что, мол, нужно просто делать то, что важно или что считаешь правильным, и ни на кого не оглядываться (имеется в виду - на моду, на мнение других людей, на конъюнктуру и подобное).

Люди, которые так говорят, в большинстве случаев не представляют, насколько это трудно -- сделать хорошую работу "ни на кого не оглядываясь". Любая деятельность происходит в социуме. Не вы (или не только вы) критерий того, что важно и что правильно. У других людей нужно всегда учиться и с другими людьми нужно всегда взаимодействовать. Ваша обязанность рассказывать о том, что вы делаете так, чтобы это было услышано, зачастую на языке тех, кому вы рассказываете. И если у них есть определенная мода, конъюнктурa или стереотипы, то ваше дело их учитывать, когда вы делаете "то, что считаете правильным", и представляете это сделанное окружающим.
Current Location: Israel, Jerusalem

(Leave a comment)

August 9th, 2016


02:20 pm
А вот что это за история с мемуарами главы КГБ про убийство Валленберга? Где можно про это вменяемо прочитать: это не самом деле, или мистификация? Если на самом деле, то почему вдруг ждало столько лет после перестройки и только в 2016 выяснилось?

(2 comments | Leave a comment)

August 8th, 2016


02:52 pm
А вот (если меня кто случайно читает из знатоков гидродинамики), где можно найти ответ на элементарную задачу: есть две закрепленные одинаковые сферы, на них дует поток воздуха (со всеми идеальными допущениями) постоянной скорости, перпендикулярно линии соединяющей центры сфер. Какова сила (в смысле, компонента силы в направлении друг друга) действует на них? Из соображений симметрии вроде бы следует, что сферы будут отталкиваться, а с какой конкретно силой?

(Интересует соответствующая компонента силы отталкивания между нейтральными коллоидными частицами / капельками, левитирующими в потоке газа [что есть еще и сила притяжения, вызванная, "броуновским" движением с исключенным объемом - понятно тоже])
Tags:

(14 comments | Leave a comment)

August 5th, 2016


08:38 am - выборы
На выборах 1993 года ЛДПР Жириновского получило что-то около 24% голосов избирателей, оказавшись самой популярной партией. При том, что взгляды Жириновского были во многом фашистскими, а программа бессмысленной. Hапасть на Пакистан и выйти к Индийскому океану, что-то там про людей неправильного происхождения ("обкуренные казахи" в его рекламе), каждой бабе по мужику, каждому мужику по бутылке. Это были первые выборы на партийной основе, поэтому было непонятно, как оценивать факт, что четверть сограждан поддерживают такую программу и таких политиков. Помню омерзительное ощущение: едешь в метро, смотришь на людей вокруг и думаешь, что каждый четвертый здесь фашист.

Американцы, в отличие от этого, мне всегда казались народом разумным, понимающим свою выгоду и сложность управления государством и его структурами, которые не ловятся на фашистскую демагогию. Пока говорили, что Трампа поддерживает 5% избирателей, я не удивлялся. Но когда сообщают, что 47% американцев солидаризируются с программой Трампа (мало чем отличающегося от Жириновского), не знаю, что и думать. Одно огорчение.

Последняя новость, которую я слышал, что Трамп оскорбил убитого ветерана иракской войны за происхождение того. Kоторый его, Трампа (и всю Америку) защищал. Это, конечно, похоже на высказывания Жириновского в адрес Яковлева. Hа которые Яковлев однажды презрительно ответил, что защищал на войне его, Жириновского, тело.

А вот Клинтоны мне всегда нравились. Я приехал в процветающую клинтоновскую Америку -- передовую, развитую социально, экономически и технологически странy, лидера всего мира. Клинтон, в отличие от Обамы и от Керри, не относится к левацкому флангу демпартии. В демпартии он правый, значит на общем фоне - центрист. За блестящей карьерой Клинтона во многом стоит его жена. Интересно, что Хиллари мне нравится как раз за то, за что многие ее ненавидят: она голосовала за войну в Ираке, она представитель эстеблишмента и (якобы) "сионистка" (в этом ее обвиняют антисемиты). Клинтонша - предстaвитель системы, работала сенатором и госсекретарем, она умница-управленец. A как она говорит! Я вообще-то часто недолюбливаю женщин-начальников, но вот именно Клинтонша - тот случай, когда ее гендер не имеет никакого значения. Я знаю, что про нее муссируют какие-то обвинения (что-то там про неосторожное обращение с электронной почтой и про финансирование каких-то фондов), но по мне эти обвинения не имеют никакого значения, так как они не относятся к ее программе, а относятся к каким-то техническим аспектам инструкций на рабочем месте, в которых должны разбираться специалисты, а я ничего не понимаю. По мне, криминальные обвинения политика - это если он предлагает что-то криминальное в своей программе, вроде того, что он выйдет на пятое Авеню и расстреляет десять человек из автомата, или запретит въезд в США туристам, принадлежащим к одной из традиционных мировых религий.

При том я себя полагаю человеком консервативным. Hо Хиллари на этих выборах, на мой взгляд, гораздо более консервативный, настроенный на сохранение традиционного уклада, кандидат. При этом я, кстати, поддерживаю и строительство пограничной стены на границе Мексики и жесткие меры против мусульманских террористов (но, конечно, не огульные отказы в туристских и студвизах, каковые ударят по нам и нашим близким, а не по мусульманам). Но я категорически осуждаю заявления Трампа о возможном признании аннексии Крыма (поскольку такая аннексия противоречит не только международным Беловежским и Будапешским договорам, но и российскому законодательству о вхождении иностранных территорий в состав РФ) или о том, что США не будyт защищать своих союзников по НАТО.

 

August 4th, 2016


09:27 am
http://www.mdpi.com/2313-7673/1/1/4
Rahul Ramachandran and Michael Nosonovsky †,* Vibrations and Spatial Patterns Change Effective Wetting Properties of Superhydrophobic and Regular Membranes, Biomimetics 2016, 1(1), 4
Mechanical Engineering Department, University of Wisconsin-Milwaukee, 3200 N Cramer St., Milwaukee, WI 53211, USA
† On a sabbatical leave at The Racah Institute of Physics, The Hebrew University, Jerusalem 91904, Israel

Это опен-акцесс... А патамучта не надо путать - скорость ламинарного течения в трубе пропoрциональнa перепаду давления или его квадрату, иначе было бы в Лэнгмюре! :) Но, по крайней мере, мы за него не платили...

(Leave a comment)

August 2nd, 2016


01:30 am - Еще раз про "Узел жизни"
http://www.berkovich-zametki.com/2016/Zametki/Nomer7/Nosonovsky1.php

(6 comments | Leave a comment)

July 31st, 2016


03:22 pm
Последние дни часто приходится ходить от кампуса на Скопусе (где мы живем) до центра Иерусалима, поэтому невольно немного интересуюсь краеведением. Такие связанные с арабо-израильским конфликтом слова как "ворота Мандельбаума", "Ориент-хауз", "Американская колония" наконец, для меня получили привязку на местности.

Как известно, Восточный Иерусалим с 1948 по 1967 год был оккупирован Иорданией. Mеждународное сообщество, включая Россию, США и ЕС, и теперь считает эти территории арабскими и "незаконно оккупированными Израилем в 1967 году". При этом Скопус с университетом, библиотекой и больницей оставался израильским анклавом, куда раз в две недели допускались израильские гуманитарные конвои (на которые, впрочем, иногда нападали иорданцы). А Гива-Царфатит, Гиват-Тахмошет, Гиват ха-Мивтар - все это были иoрданские военные позиции и укрепления. Граница проходила примерно по южному забору нашего общежития, под нашим балконом (т.е. мы, живя в университетском общежитии, по американским законам формально -- поселенцы). Собственно же граница Западного и Восточного Иерусалима (не анклава) шла более-менее по бульвару Бар-Лева, по которому теперь идет трамвай (это 60 шоссе, которое некоторые называют 1 шоссе, что создает путаницу, но мы разберемся).

До 1967 года никакого бульвара и тем более трамвая, конечно, здесь не было, а была колючая проволока, минные поля и нейтральная полоса. Ворота Мандельбаума были единственный переходом между Восточным и Западным Иерусалимом, пропускавший дипломатов, паломников и конвои на Скопус. Они находились рядом с нынешней станцией трамвая "Колена Израилевы", рядом с домом Турджемана (нынешним Музеем на Шраме) и старым зданием ешивы рядом (кто ходил там пешком как мы, не мог его не заметить). Там есть место, где улица Сент-Жорж (в арабской части) переходит по ту сторону Бульвара Барлева в Шивтей-Исраэль. Это просто была одна улица при англичанах. И она пересекалась с улицей Пророка Самуила. На этом перекрестке и был проход Мандельбаума. Сейчас поверх этих двух улиц построен бульвар Барлев с трамвайными рельсами, каждая из них (Сент-Жорж/Шивтей-Исраэль и Шмуэль hа-Нави) проходит под углом градусов в 30 к Барлеву, посмотрите на карту. Там посередине есть даже памятный знак.





Американская Колония - это сейчас дорогой отель. Но в конце 19 века это была американская христианская тоталитарная секта, верившая в скорое второе пришествие Христа, со своей своеобразной историей.



До Ориент-Хауза я еще не дошел, но он недалеко от Американской Колонии. Вся эта часть арабского Иерусалима называется Шейх-Джарах, в этом районе верховодило семейство Хуссейни (муфтий, который сотрудничал с Гитлером в свое время). Ориент Хаус был неофициальным представительством террористической Организации Освобождения палестины в Израильской столице. Израильские власти закрывали глаза на его деятельность до 2001 года, когда после ужастного теракта в пиццерии Сбарро на углу Яффы и Кинг-Джорж (теперь там кофейня-пекарня), правительство все же решило закрыть Ориент-Хаус и выставить террористов из города.


(Фотографии поставлю после следующей прогулки)

(Leave a comment)

July 29th, 2016


02:25 am - между каплей и кристаллом -- топология определяет форму капли
Про самоорганизующйся кластер микрокапелек, открытый А. Федорцом из Тюмени, я уже здесь писал. Еще одно интересное явление, о котором рассказывали на конференции в Ариэле.

Эли (Илья) Слуцкин из Бар-Илана показал на конференции в Ариэле, как капельки могут принимать форму треугольника и магендовида. :)
Это, по-моему, очень интересно по нескольким причинам:
1. Там речь про энтропийные эффекты (подавление степеней свободы) в поверхностном натяжении (у углеводородов).
2. Он очень прикольно связывает с топологией, т.е. с чистой математикой. Число дефектов (двенадцать) определяется топологией футбольного мяча, что красиво.
3. По-моему, вот такие объекты, в каком-то смысле средние между капелькой и кристаллом, сами по себе крайне интересны как явление.

Статья в PNAS: http://www.pnas.org/content/113/3/493.short
В газете для думающих людей: https://faculty.biu.ac.il/~softlab/publications/Haaretz16.pdf
:)
Tags:

(1 comment | Leave a comment)

July 25th, 2016


01:33 pm
А. Федорец из Тюмени рассказал мне (на конференции в Ариэле) про открытое им явление левитирующего кластера микрокапелек (самоорганизующихся в структуру в форме сот из-за сил отталкивания между каплями) под воздействием температурного градиента.

Tags:

(3 comments | Leave a comment)

July 23rd, 2016


02:11 pm
Над Иорданией встает красная-красная полная Луна. Но сфотографировать это не получится.

(1 comment | Leave a comment)

July 16th, 2016


05:33 pm - Соха и Пятикнижие
Побывали на шаббате у замечательных Саши и Ксюши Львовых; он выглядит как очень бодрый дедушка. Он подарил мне свою книгу про русских иудействующих/субботников, "Соха и Пятикнижие" (СПб Европ Ун-т, 2011). Саша увлекается там модными (мне трудно оценить, насколько современными) антропологическими концепциями и схемами, Фуко и все такое. Субботники, по его мнению, это "текстуальное сообщество". Что такое текстуальное сообщество? Сообщество, в котором текст бытует в устной форме. Например, студенты, пересказывающие перед экзаменом содержание учебника, это тоже текстуальное сообщество. Подобным же образом существовали сообщества средневековых еретиков и некоторых дрyгих сектантов. Во взаимодействии текста и жизни, у субботников удивительным образом отсутствует важный центральный элемент - [школьная] грамотность. Этим текстуальное сообщество отличается от идеологического сообщества, где есть грамотная элита, владеющая смыслом текста. В текстуальном сообществе смысл образуется спонтанно из взаимодействия текста и практики.

Текстуальное сообщество не имеет четкой идентичности, и вообще категориальный подход ему чужд. Подобное сообщество не имеет конфессиональной иерархии, у которой сосредоточена религиозная власть (это отчасти относится к традиционному еврейству тоже).

Практики не описаны в тексте, а "написаны" в нем. Ясно, что это наблюдение, имеющее весьма широкое значение. Например, когда говорят, "в Коране написано, что ..." [не важно что, например, что мусульмане должны объявить джихад неверным] то это похожая ситуация - речь не о тексте, а об устном консенсусе о том, что в тексте прописано.

"Текстуальный опыт" -- это отождествление текста с реальностью. Механизм, по которому, например, субботников отождествляют с "новгородской ересью жидовствующих". Bообще, по которому создается историческая мифология.

Ясно, что это универсальные механизмы. Применительно к иудаизму они, без сомнения, касаются таких общин как фалаша или бней-менаше, и прочие абуюбая. Насколько все эти механизмы касаются возникновения более мейнстримных общин - очень любопытный вопрос. Ясно, что если говорить не о возникновении, а о бытовании, то мейнстримное еврейство это сообщество, власть в котором принадлежит грамотным людям и определяется ученостью; в котором, более того, существует союз денег и учености (богатей стремится выдать дочку за ешивебохера и т.п.).

(2 comments | Leave a comment)

10:47 am - еще самбатионовское
Лекция по каббале Э. Я.: "Рассеянные искры святости... верхние воды соединяются с нижними... десять сфирот... древо познания и древо жизни это одно и то же... Бешт заменил триаду мир-год-душа из Сефер Ецира на мир-душа-Бог... свет разбитых сосудов... мужские и женские воды... лики парцyфим... черный свет буцина-де-карденута..." (и так час с лишним несколько дней подряд).

Спрашиваю у американского ребенка Марка (16 лет), что он понял.
- Да я русский язык не очень хорошо понимаю.
- Ну как же, прекрасно ты понимаешь русский.
- Да, ну я академический русский не знаю.
- Да какой же у них академический, там и близко нет академии. Так ты что, вообще ничего не понял?
- Нет, ну что-то я понял.
- Например? Что ты понял все-таки?
- Нуу... Там было дерево!

(1 comment | Leave a comment)

07:51 am
Собираемся в понедельник и второник быть в Москве. Ежели есть кто из старых или новых знакомых, с кем можно развиртуализироваться, дайте знать.

Потом летим на историческую родину из Москвы. Самолеты над Турцией там вообще как, по нынешним временам? Что Украину облетают, знаю.

(Leave a comment)

July 13th, 2016


04:08 am - Надгробие Гершеле Острополера - его последняя шутка?
Надгробие Гершеле Острополера - его последняя шутка?


Цадик реб Борух был строг и вспыльчив. Чуть что - сорвет ермолку и так отхлещет провинившегося служку, что у того неделю щеки горят. Всем доставалось от ребе. Кроме его любимца Гершеле. И служки, ясное дело, Гершеле завидовали. Причем один, которого Гершеле слишком уж донимал шуточками, даже вышел из себя и пригрозил:
- Когда умрешь, я тебе спокойно лежать в могиле не дам.
На следующий день Гершеле явился к цадику весьма удрученный.
- Что такое, Гершеле? - спрашивает реб Борух. - Тебе нездоровится?
- Ой, ребе, пока что я здоров, - отвечает Гершеле. - Но не могу обойтись без вашей ермолки. Подарите ее мне.
- Пожалуйста, но зачем?
- Понимаете, ребе, ваш служка грозится, что даже в могиле не даст мне покоя. Вот я и хочу, чтобы меня похоронили в вашей ермолке, от одного воспоминания о которой у него поджилки дрожат.
“Анекдоты Гершеле Острополер”а (сост. и пер. Хаим Бейдер http://lib.ru/ANEKDOTY/ostropoler.txt).


Однажды Гершеле Острополер написал письмо богу! "Знай же, бог, что я, жена моя и дети умираем от голода". Он вложил письмо в конверт, написал на конверте "Богу" и бросил письмо на улицу. Случилось так, что один богач поднял это письмо, прочел его и, придя к Гершеле, сказал: "На вот, бог послал тебе через меня трешницу!" - "Представляю себе, - сказал Гершеле,- сколько дал для меня бог, если мне осталось целых три рубля"
“Еврейские сказки и анекдоты” http://skazka.mifolog.ru/books/item/f00/s00/z0000033/st031.shtml


Гершеле (точнее - Хершеле, уменьшительное от Хирш) из Острополя (Острополь - небольшое местечко в Староконстантиновском районе Хмельницкой области) - известный персонаж еврейского фольклора, балагур и шутник, похожий на Ходжу Насреддина или Джоху. О Гершеле существует множество анекдотов, часть из которых вошла в литературные источники, включая рассказы Ицика Мангера и Исаака Бабеля. Спектакль "Гершеле Острополер" стал последней постановкой ГосЕТа в 1949 году.

Считается, что Гершеле жил "при дворе" р. Боруха (ок 1750-1811) из Меджибожа, внука основателя хасидизма, р. Исраиля Баал Шем-Това (Бешта). Рав Борух отличался мрачным и вспыльчивым характером, и Гершеле был одним из немногих, кто всегда мог развеселить праведника. При этом сам Гершеле как герой фольклорных исторой праведностью не отличался. Например, существует анекдот о том, как он ел некашерное в пост Судного Дня. Согласно одной из версий, Гершеле был убит хасидами р. Боруха, которые сбросили шута с лестницы за дерзкую шутку. Впрочем, есть и другие версии его смерти.

В книге на идише "Еврейская этнография и фольклор" (Буэнос-Айрес, 1958, с. 117) великого еврейского этнографа Авраама Рэхтмана, основанной на результатах полевых исследований 1912 года, сказано, что "на старом кладбище в Меджибоже недалеко от надгробия Бешта находятся надгробия его учеников, включая его внука р. Бoрухла и Гершеле Острополера, который веселил ребе Бoрухла".

В советское время Меджибож был неприметным поселком городского типа. Одним из первых еврейских паломников, попавших туда в начале 1980х в качестве велотуриста, был Илья Дворкин, в последствии создатель Петербургского еврейского университета (с 1989 года) и молодежного творческого движения "Самбатион" (с 2000х). Могилы Гершеле к тому времени не существовало, а вот знак на надгробии Бешта был установлен (история установки этого памятника описана в интернете). Дворкин с коллегами, включая ленинградского (а ныне иерусалимского) историка Вениамина Лукина, читали об истории Меджибожа и, в частности, спрашивали местных жителей, где могла находится могила Гершеле. Такое место было приблизительно указано, и Дворкин воткнул там деревянную палку. Когда я с другими студентами посещал Меджибож в 1990 году в составе экспедиций Ленинградского еврейскёго университета, Дворкин показывал нам эту отметку как надгробие Гершеле Острополера. В опубликованной Дворкиным в 1992 статье это место обозначено на cxеме кладбища.

Впoследствие, уже в 2000е годы, фондом “Огалей Цадиким” (“Шатры Праведников”) под руководством раввина Исраэля Меира Габая на кладбище был построен большой “огель” (мавзолей или склеп) над надгробием Бешта. http://onegshabbat.blogspot.ru/2011/09/blog-post_19.html Эта же организация поместила памятную доску на месте захоронения Гершеле. Там сказано на иврите:

“З[десь] п[охоронен] с[вятой] р[аввин] реб Цви из Острополя, з[аслуги его] з[ащитят] н[ас,] а[минь], прозванный реб Гершеле Острополер, праведник богобоязненный, который жил в Галиции в третьем поколении хасидизма, шут при дворе ребе Боруха из Меджибожа, внука Бешта.
Пожертвовано раввинами Нахманом-Йосефом б. р. Исраэлем Мордехаем, Моше б. Й егудой Аароном Зархи и Шмуэлем Хасдой б. р. Шолом-Довбером.
Место его захоронения указано еврейскими исследователями из Петербургского университета, часть которых до сих пор помнит место его захоронения и надгробие сорок лет назад”


Раввин Исраэль Меир Габай объясняет в интервью Агенству еврейских новостей, почему он считает шута праведником: “Несомненно, Гершеле можно считать праведником. Ведь он был шутом у рабби Баруха, внука Баал Шем Това. А рабби Барух был педантичным и тяжелым человеком. Гершеле часто спорил с ним, поэтому он не мог не иметь широких познаний в Торе!” Габай сообщил также, что имен “исследователей из Петербурга” он не помнит. ttp://www.aen.ru/?page=article&category=sketches&article_id=914 По словам Дворкина, он сообщил раву Габаю предполaгаемое местоположение надгробия Гершеле с условием, что там не будут устанавливать памятник.

На этом приключения надгробия Гершеле не завершились. Доска, обозначающая место захоронения Гершеле была добавлена к безымянному обломку надгробия, на котором от эпитафии сохранилась только дата "хешван [5]577" (т.е. конец 1816 года) [или 5570 (т.е. конец 1809)?]. Однако это “восстановленное” надгробие Гершеле было разрушено. Газета Маарив сообщила в октябре 2013 года (впрочем, в заметке израильской газеты много неточностей, начиная от того, что местоположением Меджибожа названа Волынь, а не Подолия), что присоединенная часть надгробия была отломана израильтянами по причине “взаимной ненависти”. Рав Габай сказал в интервью газете: “Тот факт, что Гершеле погребен рядом с праведниками, такими как Бешт и его внук р. Борух, не может служить причиной для осквернения его надгробия. Гершеле был праведником по своим поступкам. Если разобьют гипсовый памятник, я установлю мраморный, а если разобьют мраморный, установлю железный. Никогда им не сдамся.” (http://www.nrg.co.il/online/11/ART2/516/592.html)

Мы посетили старое меджибожское кладбище в июле 2016 года с группой Самбатиона "Путями еврейской мысли". Надгробие Гершеле было восстановлено. Меня поразило, что на надгробии было множество "квитлах", придавленных камешками записочек с пожеланиями здоровья членам семьи. Хасиды оставляют такие записочки на надгробиях цадиков, веря, что заслуга цадиков принесет им благословение. Таким образом, Гершеле Острoполер, герой анекдотов и народных историй, стал в наше время почитаться наравне с хасидскими ребе и праведниками.
Read more...Collapse )

(2 comments | Leave a comment)

July 12th, 2016


02:07 pm - Ax-ax!!!

(1 comment | Leave a comment)

06:43 am - ASME Fellow
Пока я ехал из Львова в Петербург, избрали меня в ASME Fellow (почетные члены Американского общества инженеров-механиков), каковых примерно три тысячи. Не бог весть какая академия, но все же. На нашем отделении кажется, из 16 профессоров три АСМЕ Феллоуз (все полные профессора). Коллеги поздравили, даже канцлер и провост.
Current Location: Russian Federation,

(7 comments | Leave a comment)

July 8th, 2016


12:53 am - Тлуст, Золотой Поток, Чортков, Садгора и другие места
В Меджибиже хорошо виден Млечный путь, а также множество звезд.












Current Location: Ukraine, Medzhibozh
Tags:

(1 comment | Leave a comment)

July 6th, 2016


04:41 am















Tags:

(Leave a comment)

July 5th, 2016


04:40 pm - лекция youtube
Первая лекция получилась вот такая. Снимал Марк, ютубом я не очень владею, потому пока в шести несвязанных частях. Лекция так себе, там немало неточностей (вот, например, вместо пергамена я говорю бумага в каком-то месте). Говоря о местечке, я использовал то, чему научился из лекции М. Крутикова в Глубоком.

parts 2 - 6Collapse )

(Leave a comment)

July 1st, 2016


09:47 pm
Добрался до города Киева. Тут весьма жарко.

Current Location: Ukraine,

(8 comments | Leave a comment)

June 25th, 2016


11:20 am - [К]иевское письмо
Интересная статья Shimon Yakerson про "[К]иевское письмо": "На современном этапе развития еврейской палеографии и кодикологии у нас нет ни малейшего основания датировать документ из Каирской генизы, хранящийся в библиотеке Кембриджа под шифром Т-S (Glass) 12. 122, именно X-м веком, локализовать его городом Киев и рассматривать его как косвенно датированное по палеографическим признакам историческое свидетельство."
http://www.orientalstudies.ru/rus/images/pdf/a_iakerson_2014.pdf

Считается, что это письмо на иврите - самое раннее упоминание Киева, поскольку письмо датируют Х веком.
Также обсуждение в фейсбуке:
https://www.facebook.com/nosonovsky/posts/1089533424468601

(Leave a comment)

June 24th, 2016


10:56 am
Помещаю сюда описание моего мини-курса на предстоящем в Черновцах и Львове Самбатионе. Read more...Collapse )

(Leave a comment)

June 23rd, 2016


08:10 pm - про мое старое меджибожское "открытие"
В Меджибоже я был два раза, в 1990 году (в тот год даже несколько раз) и в 1996. Надеюсь, что если все будет как запланировано, оказаться там еще раз через две недели. В Меджибоже есть надгробие 1555 года. Оно недалеко от захоронения Бешта (уж не знаю, в каком оно состоянии теперь после всего тамошнего новостроя на кладбище). Это важное свидетельство, хотя о еврейской общине в XVI веке известно из ряда документов, начиная от упоминания еврея по имени Либерман в 1507 году.

Так вот, старые надписи, как известно, читать сложно, они полустертые. Зачастую они видны только при определенном (боковом) освещении, которое бывает в течение порядка часа, когда солнце на юге (поскольку памятники обычно ориентированы ва восток). Ну и вот пошли мы с Дворкиным, Хейфецем, С.И. Сивак и не помню кем еще в Меджибоже на кладбище, Дворкин помолился в Оhеле Бешта, дождь закончился, солнышко вышло. Стал я смотреть самый старый памятник. И с изумлением обнаружил, что он вторично использован - на обратной стороне есть тоже надпись. Это бывает, камней было мало, могли использовать два раза. Надпись на обратной стороне видна только при хорошем освещении.

И написана там, кстати, цитата про Мирьям (Числа 20:1), та же, что на моей любимой мацеве из Бучача:
ותמת
שם מרים
יתקבר
פה ה ךא
חשון תך
לפק

Тогда я ее опубликовал, сенсации не вызвало (а это второе по древности надгробие с континентальной Украины). Я отметил, что, к сожалению, дата не стыкуется, 21 Хешвана 5420 (7/11/1659) была пятница, а не четверг, как и (при альтернативном прочтении) 21 Хешвана 5408 (19/11/1647) - вторник.

Уж не помню, чем я пользовался для конвертирования дат 20 лет назад в прошлом веке. Но сегодня есть совсем иные вычислительные возможности, когда дату можно перевести одним кликом, и, заглянув на calendarhome.com, я вижу, что 21 хешвана вообще никогда не приходится на четверг (как и на понедельник). Ну, что тут сказать? Расхождение в дате с днем недели встречается (может быть - умерла в четверг, похоронена в пятницу), я все же склоняюсь к 1659.
фото под катомCollapse )
Tags:

(Leave a comment)

June 21st, 2016


03:37 pm - Verge and foliot escapement (Билянец )
Чем определяется частота колебаний такого механизма?

Насколько я понимаю, это нелинейный маятник, на который действует крутящий момент в виде постоянного, но меняющего направления момента. В отличие от обычного маятника. Соответственно, скорость меняется почти линейно от нуля до максимума, а перемещение параболическое. Надо бы студентам по динамике дать промоделировать в качестве курсового задания.
Tags:

(Leave a comment)

08:37 am - Техути-Хетеп из Эль-Береши
https://www.jstage.jst.go.jp/article/trol/2/2/2_2_44/_pdf
Как некоторым известно, я в свое время (лет 10 назад) опубликовал статью о том, что масло в качестве смазочного материала изобрели древние израильтяне. Вообще-то, изначально это была шуточная пуримская статья. Дело в том, что во многих учебниках трибологии приводят египетский барельеф, где изображeна транспортировка статуи Техути-Хетепа из Эль-Береши около 1880 г до н.э. Там изображeно, как некто льет жидкость перед статуей. Инженеры считают, что это один из первых примеров употребления смазки (видимо, водяной, поскольку с маслом в Египте было туго, это продукт ханнанский).


Археологи ничего такого не утверждают, напротив, Ньюберри, опубликовавший это изображание, писал о ритуальном окроплении: "Another figure standing on the base pours water from jar in front of the sledge, perhaps only the ceremonial act, since even in large quantities water poured upon the ground could not assist the dragging". Дело в том, что рядом изображан другой египтянин, окуривающий статую фимиамом. Надпись рядом гласит: "водочерпие Дома Вечности", что тоже вряд ли свидетельствует о смазке.

Зато в древних частях Ветхого Завета (2 Самуил 1:21 говорится о том, что царь Саул приказывал смазывать щиты маслом, а Раши комментирует это так, что смазка использовалась для того, чтобы копья скользили. Размягчающее действие масла упоминается и в других частях Библии.

Вижу, что на днях какой-то французский молодой человек опубликовал очередную статью про перемещение статуи Техути-Хетепа. https://www.jstage.jst.go.jp/article/trol/11/3/11_466/_pdf Он меня критикует, впрочем, не по делу (мол, рисунoк перерисован плохо).

(Leave a comment)

June 20th, 2016


08:02 pm - Как было устроено еврейское местечко? И почему это до-капиталистическая система.

Хорошая (на три часа) лекция Крутикова о еврейском местечке и посвященной ему художественной литературе на идише, прочитанная на сеферовской школе в Глубоком в 2015 году (я слушал ее живьем). Первые 30 минут там историческое введение на тему, "что такое еврейское местечко?" По-моему, очень хорошее и четкое. Я собираюсь использовать это для своей лекции в Черновцах 5 июля на Самбатионе.

Тезисно:

- Польша к XVI веку была поделена между магнатами, полтора десятка семей (Синявские, Чарторыйские и т.д.), которые имели огромные владения и неограниченную власть.
- Магнаты создавали местечки для освоения новых земель (в частности, колонизации Подолии-Волыни)
- Частное местечко обслуживало прилегающую территорию в радиусе половина дневного переезда, было центром инфраструктуры
- Евреи появлялись в местечках на основании привилегий от магнатов (уплата налогов, строительство кладбища-синагоги-микве)
- Основные занятия: оптовая торговля, ремесла, арендаторство. Внешная торговля опасна, невыгодна, рискована. Пшеница (продавать не выгодно), лес, лен (парусина), кожа
- Денег нет, кредит дорогой (большие риски), натуральный обмен (до-капиталистический)
- Промышленности нет, обслуживание местечка, окрестных сел и магнатов. Местная самодостаточность.
- Арендаторство (например, мельница за городом), наследственная, регулируется. Оплата зерном, зерно перерабатывают в водку, там же корчма.
- Все регулируется талмудическим правом (например, нельзя перекупить, предложив большую цену), уголовное и имущественное право
- Автономия приводит к тому, что талмудическое право имеет практическое значение. Отсюда и ешивы и талмудическая ученость - из нужд практики, а не абстрактной философии для.
- Формально демократия, на деле олигархия, несколько семей управляют общиной. Демократия польская, заимствована у местных сеймиков.
- Всевозможные монополии (на соль, дрожжи, воск, мед, вино и т.п.). Зарплата раввина маленькая (должность незавидная), жена раввина зато, например, имеет монополию на дрожжи (необходимые для выпечки халы)
- Община ксенофобская, все схвачено, все функции наследственно распределены, не-местному человеку вписаться трудно
- Множество братств; погребальное братство очень почетно
- Два социальных класса жителей: домовладельцы (платят налоги и голосуют) и получатели пособий
- Налог с длины фасада дома, близкие к базарной площади дома дорогие; дома узкие и длинные
- Четыре типа синагог: большая (холодная) синагога (ди-калте-шуль), бейс-медраш профессионального братства, хасидский штибл, частный клойз.
- Три ценности: деньги, происхождение, ученость. Ученость покупают за деньги - богатый тесть обеспечивает ученого жениха 5 лет или 10 лет, благодаря этому низкая детская смертность.
- Кризис XVIII века (долги общин монастырям) привел к банкротству и обвалу Ваада Четырех земель, росту ремесленничества, планам конституционной реформы в Польше (не осуществленным из-за раздела Польши)
- В капиталистической экономике XIX века местечко своего места на нашло

Подводя итог и перерабатывая сказанное, я бы сформулировал два тезиса:
1) Колонизация => автономия на местах (у центральной власти нет сил всем управлять) самодостаточность => талмудическое право и ученость => местное культурное своеобразие (сюда и всем известный хасидизм, и никому кроме нас не известное искусство / эпитафии и др)
2) До-капиталистическая система: денег мало (натуральный обмен), олигархия, наследственные занятия, талмудическое право - на деньги не все можно перекупить, монополии, ориентация на обслуживание местного региона, нет промышленности

(Leave a comment)

05:47 pm
Газета для думающих людей "Страна" сообщила, что Лапида оштрафовали за то, что он прогуливает заседание Кнессета и фотографируется с кем попало. Проиллюстрировав это его фоткой с Наташей Цымбаловой, да.
ועדת האתיקה קנסה את יאיר לפיד לאחר שנעדר מעשרות ישיבות בכנסת

לפיד במתחם שרונה בתל אביב, לפני כעשרה ימיםצילום: עופר וקנין
http://www.haaretz.co.il/news/politi/1.2981753

(Leave a comment)

02:49 am - бананы и яблоки (трение vs. гравитация)
Читая некролог Питера Йоста (основателя трибологии, науки о трении), наткнулся на прекрасное: “If in the days of Newton, bananas had been available and Newton had slipped on one of them, the laws of tribology would have been enunciated by him there and then".

Это, конечно, к моей теории, что трение в определенном смысле дополнительно инерции (Галилей и Ньютон открыли законы инерции и движеня, тем выкинув трение из физики). А бананы дополнительны яблокам, 100%. :)


In 2009 he co-launched the concept of Green Tribology, paving the way for the first Green Tribology World Congress. He married, in 1948, Margaret Kadesh, who survives him with two daughters.
http://www.telegraph.co.uk/obituaries/2016/06/15/peter-jost-mechanical-engineer--obituary/
Ну насчет зеленой трибологии они где-то по верхам слыхали, а женат он, выходит, был на еврейке.

(Leave a comment)

June 19th, 2016


06:53 pm
Составил график, как число цитирований моих научных статей растет со временем, согласно Гугл-сколару. Пяти тысяч еще не достигло. Гугл-сколар учитывает цитирование в научных журналах, научных сборниках и монографиях, публикациях научных конференций, дипломных работах и диссертациях, опубликованных научных отчетах и т.п.

Часть там самоцитирование, часть - самоцитирование моего буйного соавтора (и бывшего начальника) из Огайо. Тем не менее, пара тысяч из 4800 цитирований в статьях людей, которые мои статьи если не прочитали, то, по крайней мере, знают об их существовании.

(Leave a comment)

June 18th, 2016


02:43 pm - готовлюсь к поездке в Украину!
Собираюсь поехать через две недели, с ребенком Марком, в лагерь-путешествие по Украине с "Самбатионом" http://sambation.net. Кто не в курсе, это организуемая Ильей Дворкиным с сотоварищами сеть летних творческих лагерей, школ и семинаров, без каких-либо жестких рамок, для старших школьников и студентов. Очень косвенно соотносящиеся с еврейской религией, историей, а также творческо-театрально-художественной активностью. Обычно они устраивают две-три крупных поездки летом и множество всяческих семинаров в течение года. В этом году у них лагерь на Балтике на Куршской Косе, в Грузии и на Украине.

Мероприятие на Украине носит название Культурологический лагерь «Путями еврейской мысли».

Короче, можете завидовать, это круто!

В программе Черновцы (Садгора) и Львов, выезды в Тлуст, Чортков, Меджибож, с ночевкой в Замке, и Жолкву. Три мини-курса (по три лекции):
Ю. Смилянская (Киев) Восточноевропейские евреи в Украине в историческом и культурном измерении
М. Носоновский (США) Еврейская культура Украины в малоизвестных источниках: поэтика эпитафий и архитектура синагог
М. Яглом, Э. Яглом. (Иерусалим) Введение в хасидизм и еврейскую мистику (М. Яглом – 2 лекции, Э. Яглом – 1 лекция)
К. Малахова (Киев). География мысли: хасидизм и раннее Просвещение в Галиции и Буковине
И. Дворкин (Иерусалим) Интеллектуальные движения Восточно-Европейского еврейства: раввинистическая ученость, хасидизм, хаскала.
М. Яглом (Иерусалим). Истоки хасидской мысли

Два семинара:
М Вогман (Спб) Семинар-тренинг: как читать еврейские классические тексты?
Э. Яглом (Иерусалим) Еврейская мистическая литература в Восточной Европе

Еще три более профессиональных семинара (поскольку в группе будут не столько студенты, сколько молодые активисты украинских еврейских общин):
И. Дворкин (Иерусалим) Социальная педагогика: штетл, семья и я сам
Ю. Смилянская (Киев) Экскурсия как методический прием (подготовка и проведение экскурсий как часть педагогической работы)
А. Андронатий (Львов) Тренинг: неформальные и творческие методы преподавания еврейской и истории

И прочие мероприятия:
программaCollapse )

Меня попросили прочитать курс об истории с упором на малоизвестные источники. Я, конeчно, совсем не историк. Но и мероприятие же не академическое. Подготовил такой примерно план:
Read more...Collapse )

(3 comments | Leave a comment)

01:48 pm - Несколько отрывков о ребе Исроэле из Ружина
Несколько отрывков о ребе Исроэле из Ружина (это выписываю, потому что готовлюсь к самбатионовской поездке по маршруту Садгора-Чортков-Золотой-Поток-Меджибож-Львов):

"Pассказывают, что однажды рабби Исроэл, приехав во Львов, нанес визит местному раввину Якову Оренштейну, прославленному талмудисту. Раввин ожидал от посетителя обычных при таких визитах ученых вопросов; но вместо этого рабби Исроэл предложил ему совершенно обывательский вопрос: каким материалом кроют крыши во Львове? Раввин ответил: железным листом. «Почему же железным листом?» – вновь спросил посетитель. – «Потому что это больше предохраняет от пожаров», – был ответ. «Но ведь для этого можно было бы крыть черепицею», – возразил рабби Исроэл. На этом необычный для духовных особ разговор окончился, и рабби Исроэл удалился. После его ухода раввин воскликнул: «И это человек, волнующий хасидский мир и окруженный благоговением тысяч почитателей!» В это время во Львове гостил один цадик, рабби Мендл Премышленский. Услышав об инциденте в доме раввина, он сказал: «Ученый раввин не понял ружинского цадика. Последний спросил символически о крышах, подразумевая под ними духовных пастырей, которые своей праведностью должны защищать город, как крыши защищают дом. У такого пастыря сердце должно быть нежно и чувствительно, как хрупкая черепица, – так почему же он, раввин, тверд как железо?!»

Известный впоследствии раввин-мистик Хаим Сандецкий съездил на поклон в Садагору, и, когда его спросили, зачем он едет к неучу, он будто бы ответил: «Почему Храм Иерусалимский был построен не на горе Сион, а на холме Мория? Потому что на этом холме праотец Ицхак готов был принести себя в жертву Б-гу. Могу свидетельствовать, что и ружинский цадик во всякое время готов принести себя в жертву во имя Б-га».

Изгнание осенило рабби Исроэла ореолом мученичества, который едва ли шел к этому лицу духовного сановника, избалованного жизнью и только на короткое время попавшего в неприятную историю. Он как бы пострадал за пропаганду хасидизма – и это привлекало к нему сердца и в старом, и в новом его отечестве.

Недолго суждено было ему жить в этом новом отечестве. В день Рош а-Шона (в сентябре 1850 года) он сказал окружающим, что в трубных звуках в синагоге ему послышались звуки мессианского рога, возвещающие его близкую кончину; здесь, может быть, был намек на его собственную миссию, которая не осуществилась вследствие греховности поколения. Через месяц, 3 хешвана 5611 года рабби Исроэл скончался в Садагоре. Перед смертью он ухватил пальцами один волос на голове и сказал: «Владыка мира! Тебе известно, что я не насладился земною жизнью даже на один волос». В этом восклицании, может быть, вылилась исповедь человека, который среди внешнего блеска и шума все-таки не изведал душевного счастья – который гнался за счастьем и не нашел его.

«В отношении раввина Фридмана, Генерал-Аудиториат <...> не только не нашел основания к обвинению его в разрешении убийства доносчиков, но не может подозревать его в том, потому что оговоривший его убийца Гутерман сам никакого сношения с ним не имел, а показал на него по словам старшин, подговоривших на убийство, которые могли сказать ему это ложно, для большего убеждения к совершению убийства, что, однако ж, сами они опровергают, отзываясь также, что с Фридманом никакого сношения не имели. Да и по исследованию открыто, что Фридман во время происходивших между старшинами совещаний о том ни в городе Новоушице, ни в окрестностях оного не был, а проезжал по Ушицкому уезду к Бессарабии, после уже совершения убийства. Хотя же, сверх того, в отзывах президента Галиции вводилось на Фридмана подозрение в распространении между Галицейскими Евреями Хасидинской секты и в денежном сборе там в пользу его; но первое по делу не приведено в надлежащую известность, а последнее опровергнуто произведенным на местах жительства его разысканием <...> По сему Генерал-аудиториат, не видя никакого основательного повода к обвинению Фридмана, полагал: освободить его от всякой ответственности, оставить на прежнем жительстве, обратив только на действия его надзор местной полиции».

После смерти Исроэла в 1851 году сан цадика в Садагоре перешел к его сыну Шолому-Йосефу; но последний, человек очень болезненный, прожил недолго: он умер еще в том же году в Лейпциге, куда приехал лечиться. На садагорский «престол» вступил брат его, вышеупомянутый рабби Авроом-Яаков (Аврум-Екуню) и занимал его около тридцати лет – до своей смерти в 1883 году.

К совершенно другому типу цадиков принадлежал брат его, рабби Довид-Моше, живший сначала в родовом имении садагорцев, Патоке, а в 1870 году поселившийся в галицийском городе Чорткове. Этот основатель чортковской ветви садагорской династии менее всего был одарен организаторским талантом отца и брата. Это был слабовольный, смиренный и добродушный человек, некоторыми чертами напоминавший своего прадеда Авроома Малаха. Рабби Авроом-Яаков говорил про него: «Я еще не видал такого святого еврея». Когда рабби Исроэлу Ружинскому доложили, что у него родился этот сын, он будто бы пророчески сказал (впрочем, довольно избитую среди хасидов фразу): «Я низвел на землю душу, которая приблизит еврейские сердца к небесному Отцу».


Самуил Городецкий САДАГОРСКАЯ ДИНАСТИЯ «Еврейская старина», 1909 год

(Leave a comment)

June 17th, 2016


04:25 pm
Пока петербуржцы обсуждают мост Кадырова, вот какой мост через канал я видел в Дублине пару месяцев назад. Прогуливаясь по этому мосту, математик и механик Гамильтон додумался наконец, как правильно умножать кватернионы. О чем и сообщает мемориальная доска. Я специально ездил к этому месту, когда был в Дублине.


(1 comment | Leave a comment)

June 16th, 2016


03:29 am - Трение
У меня, в некотором смысле под влиянием лекций Ilya Dvorkin и статьи Чебанова (там в конце есть на них ссылки), написался текст про философию сил трения, под условным названием "Трение как эпифеномен".
https://www.facebook.com/nosonovsky/posts/1083178131770797

(Leave a comment)

> previous 50 entries
> Go to Top
LiveJournal.com