מכל מלמדײ השכלתי (duchifat) wrote,
מכל מלמדײ השכלתי
duchifat

Categories:

Религия караев - альтернативный взгляд (по материалам источников)

РЕЛИГИЯ КАРАЕВ является продолженипем прарелигии древаних тюрок – тенгрианства. Она включает веру в небесного бога Тенгри и в тесную связь судьбы с поведением человека. Тенгрианское единобожие облегчило караям принятие монотеистической религии, известной как «караимство» или «караимское вероисповедание». Эта религия, восходящяя к раннему христианству, была кодифицирована богословом VIII в. н.э. Ананом ибн Даудом и она связывает тенгрианство, христианство и ислам. Караи почитают пророками Моисея, Иисуса Христа и Мухаммада. Караимские храмы (кенасы) ориентированы алтарем на юг. Основой литургии, как и у христиан, выступают Псалмы Давида, служба ведется на тюркском языке караев. Священное Писание было на арамейском и библейском языках.

Во главе общины стоял выборный светский и духовный вождь Гахан (патриарх или Великий Хан). Он вел богослужение, будучи высшим авторитетам решал повседневные духовные и бытовые вопросы жизни общины. Народная память сохранила для нас имена знаменитых гаханов, таких как Самуил (XI век), А.С. Фиркович, С. М. Шапшал (1873-1961). По тюркской традиции при посвящении в сан гахана трижду поднимали в воздух на белом войлоке. Характерной особенностью одеяния гахана было страусиное яйцо на ремешке, о чем сохранилось фольклорное воспоминание

Дэвэ къушу (бунакъ) козлер йымыртасыны,
Онын учун къырылмыштыр джуббесинин гъайтаны.

Страусиное яйцо смущает взор,
из-за него порвался шнур его шубы.

Яйца и желуди выполняли сакральную функцию для караев, полагавших их источником плодородия, что отражено в фольклорных загадках-тапмаджалар (опубликовано Б.Я. Кокинаем):

Бир кусочек филь-таши,
ичиндэ бэйлер аши,
ашар исэн аш бола.
Ашам асань къуш бола.

Кусочек слоновой кости,
а внутри – еда господ.
Если съешь, то пищей будет,
не поешь, то птицей будет (яйцо).

Бир къуйум вар,
Эки турлу суйу вере.

У меня есть колодец один,
Дает он два вида воды (яйцо).

Эки армут салланыр,
Бир бутагъы балланыр.

Две груши раскачиваются,
Одна ветвь наливается сладостью (точное значение неизвестно).

Бэнъзэр эриккэ,
Кэтэр чыкъар дэликкэ.

На сливу похожа,
Мгновенно входит и выходит (мышь).

Караи сохранили обряд поклонения Тенгри у священных дубов кладбища-святилища Балта-Тиймэз близ Джуфт-Кале. Поклонение священным дубам было распространено у хазар, как это описано в Житии св. Константина. До революции в засушливые годы гахан возглавлял процессию на кладбище к священным дубам и могилам предков. Это наиболее сокровенные, сохранявшиеся караимами на протяжении веков народные обычаи, от которых караи не отказались даже в годы Советской власти, исполняя их тайно. Ныне в честь Тенгри строят капища, приносят жертвы, кровью которых поливают землю вокруг дубов, а голову и кожу вешают на сучья.

В памяти караев остались также божество добра Улуг-Ата и зла Каргал-Ата. Имя первого носит древний народный календарь Улуг-Ата Санавы. Характерно название среды «къанкун», т.е. день крови и жертвоприношений, Как правило, именно по средам караи устраивают ритуальные жертвоприношения и пляски в районе святых дубов. Караи трепетно относятся к своим древним обычаям, не переносят праздного любопытства, присутствия посторонних рядом с дубами во время исполнения обрядов. Другим эзотерическим элементом культа священных дубов является ритуальная проституция. Согласно древним преданиям, известным посвященным, дочь гахана (патриарха), одетая в ослиную маску, должна вступить в связь с предстваителями касты священников на импровизированном алтаре перед дубами. Напоминания об этом эротическом культе ослицы сохранились в фольклоре (опубликовано Б.Я. Кокинаем):

Зэманэ дульбэринэ йарамаз эркэн йарар.
Дэвэ кубик чокътуруп эшэк кубик йэккэн вар

В назначенное время красавице мужчина безобразный подходит;
поставив ее на колени как верблюда, он запрягает ее как ослицу.

Эта пока малоииследованная этнографами сторона карайского культа уходит корнями, с одной стороны, в древнетюркские верования, с другой же связана с мидианитянским культом Баал-Пеора, представленным библейским Валаамом. Элементы мидианитянского культа, общие с хунно-савирами, были переняты тюркюто-хазарами; о связи этих народов с хазарами пишет академик М. И. Артамонов. Об этом писали средневековые арабские историки Ахмад Ибн-Фадлан и Ильдад Ад-Дани.

Продолжение под замком.
Tags: karaimsky slovar
Subscribe

  • питерские наблюдения

    1) В районе Пяти углов, наверно, штук 50 разных ресторанов. Среди них - израильский Бе-кицер (мне там ожидаемо не понравилось). Еще есть бар "Цыгане…

  • Pierce’s Abduction of Science: Is Anti-Intellectualism of American Universities Rooted in Pragmatism

    Пишу злобную анти-американскую статью про измерение науки деньгами. Выложу-ка сюда кусок черновика, может, у кого какие замечания? Я, в частности,…

  • (no subject)

    На мой взгляд (это я все про трактат Аркадьева думаю), бесконечность возникает не в языке (с его потенциальной возможностью бесконечной рекурсии) а…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments

  • питерские наблюдения

    1) В районе Пяти углов, наверно, штук 50 разных ресторанов. Среди них - израильский Бе-кицер (мне там ожидаемо не понравилось). Еще есть бар "Цыгане…

  • Pierce’s Abduction of Science: Is Anti-Intellectualism of American Universities Rooted in Pragmatism

    Пишу злобную анти-американскую статью про измерение науки деньгами. Выложу-ка сюда кусок черновика, может, у кого какие замечания? Я, в частности,…

  • (no subject)

    На мой взгляд (это я все про трактат Аркадьева думаю), бесконечность возникает не в языке (с его потенциальной возможностью бесконечной рекурсии) а…