מכל מלמדײ השכלתי (duchifat) wrote,
מכל מלמדײ השכלתי
duchifat

про Гуш-Катиф и разброд в наших еврейских умах

Отчасти этот постинг навеян любопытной статьей Э. Бормашенко http://berkovich-zametki.com/2005/Starina/Nomer8/Bormashenko1.htm о том, что разрушение Гуш-Катифа знаменует конец идеологии религиозного сионизма и другими подобными высказываниями. Вот, например, nomen_nescio пишет "Другой товарищ говорит: "Теперь мы видим, что харедим были правы.""

Кризис религиозного сионизма (и любой идеологии вообще) -- лишь одно из "постмодернистских" проявлений. Феноменальная популярность идиша (вместо иврита), рост влияния харедим (вместо кипот сругот) в борьбе за еврейские умы, победа, в некотором смысле, Талмуда над Танахом или даже Иосифа над Йехудой -- это явления одного ряда. Но я думаю, что маятник через какое-то время качнется в противоположную сторону. В частности, древнееврейский язык, без сомнения, снова войдет в моду, страна Израиля и Танах, вообще, что ли более позитивистский взгляд на еврейство -- эти вещи всегда будут в той или иной мере востребованными. Потому и говорить о якобы полной и окончательной победе харедим над кипот сругот, общины над государством, Талмуда над Танахом не приходится.

Я, к сожалению, не понимаю, из каких соображений израильтяне (а большинство израильтян ведь поддерживает эту акцию) решили разрушить Гуш-Катиф. Но меня удивило, что, несмотря на все разговоры и крики о масштабных массовых протестах, мероприятие это прошло на удивление быстро и легко. Никаких серьезных, массовых акций саботажа со стороны поселенцев не было. Тот факт, что для кипот сругот Гуш-Катиф не стал Сталинградом или Масадой, с одной стороны свидетельствует об их недостаточной организаованности и неспособности мобилизовать массы. Но с другой, по-моему, имеет и некие положительные аспекты. То, что гражданской войны не возникло, что евреи не стали убивать евреев, свидетельствует о том, что слухи о расколе еврейского народа и взаимной ненависти среди евреев все же преувеличены. Не пошел Йехуда воевать с Иосифом, и хорошо, а слухи о смерти первого не соответствуют действительности.
Subscribe

  • (no subject)

    Книгу Аркадьева я переоценил. Там много глупостей (музыковед же) когда речь об истории. Чего стоит вот такая фраза: "Первое столкновение язычества и…

  • (no subject)

    Еще оттуда же (длинное). Влияние аналитической философии и вторичность (например, по отношению к тому же Лакоффу) детектед. Но вот что музыковед…

  • M. Аркадьев. Лингвистическая катастрофа

    Хороший модный философский трактат (если вас не раздражает чрезмерное жонглирование модными темами и именами). Немного напоминает Манина. Аркадьев…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments