מכל מלמדײ השכלתי (duchifat) wrote,
מכל מלמדײ השכלתי
duchifat

Category:

пост-йом-кипурное

Из всей еврейской литургии я более всего люблю вечернюю службу Йом-Кипура, за ее одновременную театральность, наивность и поэтическую выверенность. Здесь и Кол-Нидрей, и Авину-Малкейну, и видуй, и пиюты. Перед нами пробегают шкиперы со штурвалами и стекодувы со стеклами (на иврите все это гораздо выразительнее, там и манhиг и hэге, и зхухит и згугит). Царь Давид с книжником Эзрой и пророками Михой и Даниэлем забегают, чтобы свидетельствовать в нашу пользу, и какой-то совсем уж таинственный "Завет Тринадцати" поминается много раз. И выжимающие слезу пиюты (пусть некоторые эстеты во френделене говорят про рифму "ботинки-полуботинки", это чепуха) поются с надрывной интонацией.

Начинается служба с торжественного "С разрешения Вездесущего и публики, у нас есть сегодня право молиться с преступниками". И дальше следует замечательная мелодия Кол-Нидрей, повторяемая три раза, по нарастающей. Все обеты и клятвы духовного плана ("обеты и обязательстыва, зароки и обещания, присяги и отлучения" - не унимается на странном халдейско-арамейском языке кантор), данные за прошедший год и те, что будут даны за будущий год -- аннулированы и недействительны. Я прекрасно понимаю, что мелодия эта не наша, что торжественность -- вещь церковная ("может тебе еще орган, как в Таллине в Домском Соборе?" - говорит внутренний голос), но здесь она уместна.

Еврейство (в своем классическом варианте, до ХХ века) отличается от христианства анархией и хаосом. У евреев нет церкви, нет иерархов, нет священнослужителей (раввин это просто более образованный член общины). Идея, что богослужение должно идти торжественным порядком по утвержденным кем-то единообразным правилам и по единообразным четким молитвенникам, что Библию нужно изучать научно-грамматически, что служба -- это театр с катарсисом, и вообще нужно соблюдать порядок и благоговейную тишину, евреям была довольно чужда (до известной степени, конечно) и внесена маскилами в 18 веке. Талмуд - торжество хаоса (и для постороннего бессмыслицы), текст без начала и конца, без сюжета и фабулы и как-будто ни о чем.

Сердцевина молитвы - видуй, покаяние в грехах. С явными садо-мазо тенденциями. Приведу кусочек русского перевода из оказавшегося у меня бухарского молитвенника Бет-Гавриeль:

"...ЗА ГРЕХИ, В ИСКУПЛЕНИЕ КОТОРЫХ НАМ ПОЛАГАЕТСЯ ПОРКА КАК ОСЛУШНИКАМ,
И ЗА ГРЕХИ, В ИСКУПЛЕНИЕ КОТОРЫХ НАМ ПОЛАГАЕТСЯ СОРОК УДАРОВ РЕМНЯМИ,
И ЗА ГРЕХИ, В ИСКУПЛЕНИЕ КОТОРЫХ НАМ ПОЛАГАЕТСЯ СМЕРТь ПО ВОЛЕ НЕБЕС,
И ЗА ГРЕХИ, В ИСКУПЛЕНИЕ КОТОРЫХ НАМ ПОЛАГАЕТСЯ НАСИЛьСТВЕННАЯ СМЕРТь,
И ЗА ГРЕХИ, В ИСКУПЛЕНИЕ КОТОРЫХ НАМ ПОЛАГАЕТСЯ ОТДЕЛЕНИЕ ДУШИ, КОТОРАЯ В НАШЕМ ТЕЛЕ, ОТ ЕЕ ИСТОЧНИКА, И ПРЕКРАЩЕНИЕ НАШЕГО РОДА,
И ЗА ГРЕХИ, В ИСКУПЛЕНИЕ КОТОРЫХ НАМ ПОЛАГАЕТСЯ ВОПЛОЩЕНИЕ В НЕОДУШЕВЛЕННЫЙ ПРЕДМЕТ, В РАСТЕНИЕ, В БЕЗМОЛВНОЕ ЖИВОТНОЕ И В ЖИВОТНОЕ ГОВОРЯЩЕЕ,
И ЗА ГРЕХИ, В ИСКУПЛЕНИЕ КОТОРЫХ НАМ ПОЛАГАЮТСЯ РАЗЛИЧНЫЕ СТРАДАНИЯ,
И ЗА ГРЕХИ, В ИСКУПЛЕНИЕ КОТОРЫХ НАМ ПОЛАГАЕТСЯ ЧЕТЫРЕ ВИДА КАЗНИ ПО ПРИГОВОРУ САНХЕДРИНА: НИЗВЕРЖЕНИЕ [ПРОВИНИВШЕГОСЯ С ВЫСОТЫ] И ЗАБРАСЫВАНИЕ ЕГО КАМНЯМИ; СОЖЖЕНИЕ [ВНУТРЕННОСТЕЙ ПРОВИНИВШЕГОСЯ РАСПЛАВЛЕННЫМ МЕТАЛЛОМ, ВЛИВАЕМЫМ ЕМУ В ГОРЛО]; ОБЕЗГЛАВЛИВАНИЕ [МЕЧОМ]; УДУШЕНИЕ.... "

"Юристы, торговцы, музыканты, революционеры" (c). И вот эти адвокаты и доктора, надев талиты, похлопывают себя кулаками в грудь, напевая "ай-яяй-я-яй!"

Та'ину, ти'та'ну - ошибались и порождали ошибки, и в той глагольной породе, и в этой. Мы делали ошибки и описки в наших текстах, грамматические, орфографические и пунктуационные, синтаксические и семантические, стилистические и политические, по форме и по содержанию. А теперь в них раскаиваемся.

Коль-Нидрей напоминает мне о Большой хоральной синагоге на Лермонтовском в Петербурге, Авину-малкейну - о синагоге в Бостоне, где у нас была хупа, амида - о синагоге в Бершади, куда я попал на Йом-Кипур в 1996. Если есть в нашем мире что-то неизменное через века и континенты, то это еврейские молитвы.

Евреи, жившие на протяжении веков в Европе, имеют в крови иммунитет к христианству. А прививка это болезнь в малой, безопасной дозе. Мне кажется, что именно отсюда проистекает вся эта торжественная наивность: искупление грехов (ну в самом деле: грехи нельзя "искупить"; только какие там "грехи", в ХХI-то веке), театральность, торжественность мелодий, садо-мазо стилистика самоистязания.

И если, например, на Песах мы читаем Аггаду со всеми старыми сказками и формулами - это тоже очень приятно, но это удобно делать расслабленно, поздно вечером, попивая напитки и поедая вкусности (и лучше в узком семейном кругу), то вечерняя синагогальная служба Йом-Кипура, предваряющая 25 часовой сухой пост (сутки без еды, питья, секса, компьютера и автомобиля), это просто каждый раз удар по мозгам.

А еще в Йом-Кипур - книга Йоны. Со всеми, как теперь говорят, мемами: Йонa бен-Амиттай, ливроах Таршиша, бешеллеми hа-раа hазот лану?, иври анохи, рав-ховел, вэhа-ониййа хишшева леhишшавер, даг гадоль, суф хавуш ле-pоши, кикаййон, тов моти мехайяй!. И все это на легком иврите... эпохи Соломонова Храма.
Subscribe

  • Pierce’s Abduction of Science: Is Anti-Intellectualism of American Universities Rooted in Pragmatism

    Пишу злобную анти-американскую статью про измерение науки деньгами. Выложу-ка сюда кусок черновика, может, у кого какие замечания? Я, в частности,…

  • (no subject)

    На мой взгляд (это я все про трактат Аркадьева думаю), бесконечность возникает не в языке (с его потенциальной возможностью бесконечной рекурсии) а…

  • (no subject)

    Правильно ли я понимаю, что слово "Европа" происходит от финикийского слова для Запада, однокоренного с эрэв, маарав, Магриб и т.п.?

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments