מכל מלמדײ השכלתי (duchifat) wrote,
מכל מלמדײ השכלתי
duchifat

Categories:
Обсуждение весьма затасканной темы "мир как текст" вызвало у меня желание перечитать Сефер Йециру. Если столько споров происходит о Сотворении мира против эволюции, то что может быть уместнее, чем поинтересоваться каббалистическим трактатом, который как раз и посвящен сотворению мира. :) При этом я, конечно, там ничего не понимаю, и дa, я в курсе, что на нее существует множество сложных каббалистических комментариев, но хочется просто без претензий поверхностно прочитать сам текст и посмотреть, что в нем сказано, не углубляясь в сложные комментарии. Мое прочтение любительское и неглубокое. Существует английский перевод Арье Каплана http://www.psyche.com/psyche/txt/kaplan_sy_short.html и русский перевод И. Р. Тантлевского http://religa.narod.ru/biblio/sefer.htm.
А вот комментарий Исаака Слепого: http://www.scribd.com/doc/20191942/ISAAC-THE-BLIND-S-COMMENTARY-ON-SEFER-YEZIRAH

Попутно я делал для себя выписки:

פרק א'
משנה א': בשלשים ושתים נתיבות פליאות חכמה חקק יה יהוה צבאות אלהי ישראל אלהים חיים ומלך עולם אל שדי רחום וחנון רם ונשא שוכן עד וקדוש שמו מרום וקדוש הוא וברא את עולמו בשלשה ספרים בספר וספר וספור:

1:1 При помощи 32 чудесных путей Мудрости начертал Господь Воинств [Бог Израиля, Бог живой, Царь вселенной, всемогущий Бог, милостивый и милосердный, пребывающий в вечности, чье имя свято] и создал свою вселенную при помощи трех "книг": письмо, счет и речь.

Половину этого стиха составляет перечисление имен и качеств Бога. В сухом остатке тут написано, что Бог начертал (выгравировал) и создал мир. Начертал при помощи 32 символов (которые детально разбираются в дальнейшем), как ясно из дальнейшего, это 22 буквы алфавита и 10 цифр. Конечно, речь о Древе Сфирот, но я склонен для простоты пока понимать их как "цифры", тем более что для автора, очевидно, сeфирот и есть цифры. А создал при помощи трех средств (почему-то называемых "свитками" или "книгами"), а именно текста, числа и сообщения.

Я это понимаю так, что начертание мира и его создание это два одновременных процесса. Начертание это создание текста, состоящего из символов, к каковым относятся буквы и цифры. Странно было бы ожидать здесь какие-либо еще символы. Создание или творение вселенной произошло при помощи трех "свитков" -- текста, числа и сообщения (все это однокореные слова). Комментаторы говорят тут о трех именах Бога. Есть соблазн, однако, увидеть в них что-то иное, например, синтаксис, лексику и семантику. Более традиционный комментарий - "письмо, счет и речь". Другими словами, триада слово-мысль-действие. При этом письмо ассоциируется с Мудростью, счет - с Пониманием, а речь с нижними сефирами. Конечно, здесь речь идет об эманации и этапах, которые она проходит, потому разговор все время о древе сефирот.

В этом отрывке мне бросились в глаза еще два момента. Во-первых, он параллелен первому стиху из книги Бытия "В начале Бог сотворил небо и землю", он начинается с того же предлога, с той же буквы "бет". Как известно, Тора не случайно начинается не с буквы "алеф", а с "бет". Кроме того, "Мудрость" в каббале это, конечно, термин, символизируйщий неограниченную способность к проникновению в суть вещей, противопоставляемую "пониманию", символизирующему способность ограничить знания и подать их в удобоваримом виде.

משנה ב': עשר ספירות בלי מה ועשרים ושתים אותיות יסוד שלש אמות ושבע כפולות ושתים עשרה פשוטות:

1:2. Десять цифр без ничего и двадцать две буквы основания: три матери, семь двойных, и двенадцать простых.

Собственно, далее каждая из 10 цифр-сефирот и 22 букв подробно рассматривается, как и процесс эманации. Почему цифры "без ничего"? (Или вот комментируют "подвешенные".) Может быть потому что мир еще не создан и считать нечего?

משנה ג': עשר ספירות בלימה במספר עשר אצבעות חמש כנגד חמש וברית יחיד מכוון באמצע במילת הלשון ובמילת המעור:

1:3. Десять цифр без ничего по числу десяти пальцев, пять против пяти, и Завет один в середине между ними как слово языка и как обрезание крайней плоти.

Разумеется, десятиричная система счисления связана с десятью пальцами. :) Здесь игра слов, "обрезание" (мила) и "слово" (милла) звучат почти одинаково. Любопытно (гусары, молчать) чему уподоблен язык. Каким образом "слово языка" связано с Заветом - не совсем понятно.

משנה ד': עשר ספירות בלימה עשר ולא תשע עשר ולא אחת עשרה הבן בחכמה וחכם בבינה בחון בהם וחקור מהם והעמד דבר על בוריו והשב יוצר על מכונו:

1:4. Десять цифр без ничего. Десять, а не девять, десять, а не одиннадцать. Уразумей мудростью и умудрись разумом. Испытывай их, исследуй их, и установи вещь/слово на его источник, и помести Создателя на его Место.

Значение этого стиха мне не понятно. В начале говорится, что их именно десять (риторика что-то напоминает, да?). Но вроде нет нужды уточнять. Комментаторы пишут, что это связано с ошибочными способами разделения сефирот. Разум и мудрость, конечно, две сефирот.

משנה ה': עשר ספירות בלימה מדתן עשר שאין להם סוף עומק ראשית ועומק אחרית עומק טוב ועומק רע עומק רום ועומק תחת עומק מזרח ועומק מערב עומק צפון ועומק דרום אדון יחיד אל מלך נאמן מושל בכולם ממעון קדשו עד עדי עד:

1:5. Десять цифр без ничего. Их мера десять, но они бесконечны. Глубина начала и глубина конца, глубина добра и глубина зла, глубина вышины и глубина глубины, глубина востока и глубина запада, глубина севера и глубина юга. Господин Единственный, Бог, Царь верный правит всеми из Своей Святой Обители вовеки веков.

Здесь, похоже, вводится некое пятимерное пространство (каждому измерению соответствуют две цифры). Три пространственных координаты, одна временная (начало и конец), и еще одна этическая (добро зло).

משנה ו': עשר ספירות בלי מה צפייתן כמראה הבזק ותכליתן אין להם קץ ודברו בהן ברצוא ושוב ולמאמרו כסופה ירדופו ולפני כסאו הם משתחוים:

1:6. Десять цифр без ничего. Их вид как проблеск молнии, и их предел бесконечен. Слово его в них бежит туда и обратно, и по его повелению они устремляются как ураган, и пред Его Престолом они падают ниц.

Тут вроде бы говорится о том, что сефирот подчинены Богу и бесконечны.

משנה ז': עשר ספירות בלימה נעוץ סופן בתחלתן ותחלתן בסופן כשלהבת קשורה בגחלת שאדון יחיד ואין לו שני ולפני אחד מה אתה סופר:

1:7. Десять цифр без ничего. Их конец содержится в их начале, а их начало — в их конце подобно тому, как пламя связано с углем, потому что Господин — Единственный, и нет второго. А пред одним, что тебе считать?

Очень любопытный стих, в нем вводится некая диалектика. Из конечных цифр можно составить бесконечные числа. А источник множественности - в единстве (и наоборот).

משנה ח': עשר ספירות בלימה בלום פיך מלדבר ולבך מלהרהר ואם רץ פיך לדבר ולבך להרהר שוב למקום שלכך נאמר )יחזקאל א') והחיות רצוא ושוב ועל דבר זה נכרת ברית:

1:8. Десять цифр без ничего. Закрой уста свои и не говори, и сердце свое и не размышляй. А если уста твои стремятся говорить, а сердце размышлять, то возвратись на место, ибо об этом сказано: «И животные бегают туда и обратно» (Иезекиил 1:14), — и для того заключен Завет.

Мы уже сталкивались с триадой слово-мысль-действие в самом первом стихе, здесь, по-моему, опять речь про мысль и речь. Кроме того, только что речь шла про уходящие в бесконечность координаты, а тут вроде бы говорится о том, что посредством закона (или завета) параметры получают свои значения.

משנה ט': עשר ספירות בלימה אחת רוח אלהים חיים ברוך ומבורך שמו של חי העולמים קול ורוח ודבור והוא רוח הקודש:

1:9. Десять цифр без ничего. Первая — Дух Божий живой, благословенно и благословляемо имя его, Вечноживого. Голос, дух, и речь это есть Дух Святой

С этого стиха начинается перечисление качеств цифр, и здесь уже ясно, что это не цифры, а сефирот. Парвая, очевидно, высшая сефира. Также здесь речь о сотворении мира, потому встречаются понятия из первой главы книги Бытия ("дух божий носился над водой")
Tags: sefer yetzirah
Subscribe

  • О годах эпидемии

    Оказывается, в 1666 году произошел великий раскол в православной церкви (я об этом не знал). В том году произошло вообще много знаменательных…

  • Prisca theologia

    Научная "парадигма" shut up and calculate (которую любит упоминать ЭБ) - это, на мой взгляд, доведенное до крайности, до карикатуры ньютовское…

  • dybr

    Диссертация Кристофера Брауна по литературе, про время у Данте и Петрарки, на которую я наткнулся вчера, как-то неожиданно для меня открыла целую…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment