מכל מלמדײ השכלתי (duchifat) wrote,
מכל מלמדײ השכלתי
duchifat

Categories:

еще немного псевдо-каббалы

Итак, в предыдущей части мы выяснили, что мир это текст, который нам показывают, и он складывается из 32 символов, а именно из 22 букв и 10 цифр. Прочие символы, такие как "$" или "@" или "?", не включены в это число. Это и понятно, буквами можно выразить любой символ, например, написать "доллар" вместо "$". Скорее следовало бы задать противоположный вопрос, почему бы не ограничиться одними лишь буквами, зачем понадобилось еще и 10 цифр, ведь цифры всегда можно выразить словами, например "два" вместо "2"? Однако, как мы уже поняли, цифры для автора Сефер Йецира это не только символы для записи чисел. Они образуют более сложную структуру, выражающую определенное диеаликтическое отношение между разными аспектами явления или процесса. В отличие от гегелевской диаликтики с триадой "тезис-антитезис-синтез", их десять и они образуют так называемое древо сефирот, про которое много где написано.

Не хочетcя заниматься тут откровенной профанацией, но в двух словах, наверно, можно привести мнение р. Арье Каплана про то, что основой этой диалектики является идея одновременная трансцендентность (потустороннесть) и имманентность (вездесущесть) Бога. Он одновременно везде и во всем, но и принципиально отличен от нашего мира и не является его частью. Эта идея выражена понятиями "милости" (неограниченности) и "суда" или закона. Бог создает законы (имманентность) и может их нарушить (трансцендентность), может действовать по правилам и нарушать свои же правила. Милость символически выражена правой стороной, мужским началом, белым цветом и др. (ряд можно продолжать), а закон - левым, женским, красным. Их синтез -- посередине. Это касается и уровня мысли, где "милости" соответствует неограниченное "мудрость", а "суду" -- "понимание" (необходимость ограничеть знание, чтобы егo выразить и передать другому), и уровня слова, и действия. В результате мы поличаем десять сфирот, которые и есть наши цифры.

Практически цифры тут у нас как 1 и -1 у В. И. Ленина, приводившего курьезным образом в качестве закона отрицания отрицания и единства и борьбы противоположносте выражение (-1)*1=-1 и полагавшего, что минус единица это противоположность единицы, а их синтез -- снова дает минус единицу. Всем студентам в СССР приходилось заучивать это как пример диалектики. А писатель А. Зиновьев поиздевался над этим примером, заметив, что никто не видел, чтобы единица и минус единица боролись друг с другом. В нашем случае, однако, все десять цифр задействованы в "диалектическом единстве". Я плохо разбираюсь в этих материях, но представляю (наверно, ошибочно) эти десять пунктов примерно так:
1. У вас появляется какая-то идея (венец-кетер)
2. Вы обладаете всеобъемлющим знанием об этой идее (хохма-мудрость)
3. Чтобы выразить свою идею, вы должны сформулировать ее на понятном собеседнику языке, например, в виде научной статьи или доклада (бина-понимание)
4. Теперь вы готовы сформулиривать как применить вашу идею (хесед-милость)
5. Но вам придется ее запатентовать, чтобы следовать закону, для этого ее придется пересмотреть и ограничить (гвура-суд)
6. Вам нужно потратить услилия, чтобы найти баланс между применением вашей идеи и существующей юридической реальностью, например, патентной литературой, для этого вам возможно даже понадобится патентный адвокат, который и поможет найти этот баланс между пунктами 4 и 5 (тиферет-краса)
7. Теперь вы готовы создать старт-ап компанию и неограниченно продавать вашу запетентованную идею (нецах-вечность)
8. Но на деле вам еще нужно найти инвесторов, убедить их в перспективности вашей затеи, т.е. ограничить ее определенным образом (hод-великолепие)
9. Чтобы найти баланс между пунктами 7 и 8, вам понадобятся усилия опытного CEO и CFO (йесод-основание)
10. Теперь идея сформулирована, патент есть, компания зарегистрирована, инвестиции найдены, и вы готовы воплощать ее в жизнь (малхут-царство)

Примерно подобные 10 пунктов (десять, а не девять и не одиннадцать -- настаивает наш текст) можно найти практически в любом деле или явлении. Но это было отступление от текста, страшная моя профанация, чтобы понять для себя, в каких отношениях состоят эти 10 циферок и почему они не похожи на все прочие символы, вроде "$" или "@", которые можно выразить словами. Они предшествуют буквам и словам.

В предыдущем тексте мы столкнулись с еще двумя примечательными моментами. Во-первых, это пятимерная система координат (три пристранственных оси "верх-низ, восток-запад, север-юг", одна временная "начало-конец", и одна этическая "добро-зло). Мы привыкли к координатам "пространство-время", а наличие еще одного измерения выглядит странно. Тем не менее, оно существенно. Во-вторых, мы прочитали о том, что координаты эти различают сами параметры, т.е. переменные, и их значения. На мой взгляд, это важный момент. Ведь когда мы имеем выражение типа х=5 или х=π, определению подлежат и правые и левые значения переменной (как и само равенство).

משנה י': שתים רוח מרוח חקק וחצב בה עשרים ושתים אותיות יסוד שלש אמות ושבע כפולות ושתים עשרה פשוטות ורוח אחת מהן:

1:10. Два - воздух. Из воздуха начертал и высек двадцать две буквы основания: три матери, семь двойных и двенадцать простых, и воздух один из них.

משנה י"א: שלש מים מרוח חקק וחצב בהן כ"ב אותיות מתהו ובהו רפש וטיט חקקן כמין ערוגה חצבן כמין חומה סיבבם כמין מעזיבה ויצק עליהם שלג ונעשה עפר שנאמר כי לשלג יאמר הוא ארץ:

1:11. Три - вода. Из воздуха начертал и высек в ней двадцать две буквы первозданoгo хаосa грязь и глину, организовал их наподобие гряды, поставил их наподобие стены, покрыл их наподобие перекрытия.

משנה י"ב: ארבע אש ממים חקק וחצב בה כסא הכבוד שרפים ואופנים וחיות הקודש ומלאכי השרת ומשלשתן יסד מעונו שנאמר עושה מלאכיו רוחות משרתיו אש לוהט:

12. Четыре - огонь. Из воды он начертал и высек в нем Престол Славы, серафимов, колеса, святых животных и ангелов служения. А из всех трех он основал свою обитель, как сказано: «делает Своими посланниками ветер, служителями своими—полыхания огня» (Псалом 104:4).

משנה י"ג: בירר שלש אותיות מן הפשוטות בסוד שלש אמות אמ"ש וקבעם בשמו הגדול וחתם בהם ששה קצוות. חמש חתם רום ופנה למעלה וחתמו ביה"ו. שש חתם תחת ופנה למטה וחתמו בהי"ו. שבע חתם מזרח ופנה לפניו וחתמו בוי"ה. שמונה חתם מערב ופנה לאחריו וחתמו בוה"י. תשע חתם דרום ופנה לימינו וחתמו ביו"ה. עשר חתם צפון ופנה לשמאלו וחתמו בהו"י:

1:13. Он избрал три простые буквы в качестве тайны трех матерей АМШ и назвал ими свое великое имя יהו YHW. И запечатал ими шесть пределов.
Пять - запечатал верх, и обрaтился к верху, и запечатал его יהו YHW.
Шесть - запечатал низ; и обрaтился к низу, и запечатал его יוה YWH.
Семь - запечатал восток, и обортился к нему, и запечатал его היו HYW.
Восемь - запечатал запад, и обрaтился за ним, и запечатал его הוי HWY.
Девять - запечатал юг, и обрaтился направо, и запечатал его ויה WYH.
Десять - запечатал север, и обрaтился налево, и запечатал его והי WHY


משנה י"ד: אלו עשר ספירות בלימה (אחת) רוח אלהים חיים רוח מרוח מים מרוח אש ממים רום ותחת מזרח ומערב צפון ודרום:

1:14. Вот десять сефирот без ничего: один Дух Бога Живого, воздух от воздуха, и вода от воздуха, и огонь от воды, верх и низ, восток и запад, и север, и юг.

Итак, перечислены сотворенные десять цифр-сефирот: божий дух (или воздух), просто воздух, вода, огонь, и шесть направлений. От божьего духа произведена триада "мысль-речь-голос", от просто духа (или воздуха) - 22 буквы, от воздуха - вода и певозданный океан или хаос, от воды огонь и всевозможных ангелов и Престол славы. Затем были избраны для божьего имени три буквы из числа простых, YHW, и из них путем шести перестановок шесть направлений.

פרק ב'
משנה א': עשרים ושתים אותיות יסוד שלש אמות ושבע כפולות ושתים עשרה פשוטות. שלש אמות אמ"ש יסודן כף זכות וכף חובה ולשון חק מכריע בינתים. שלש אמות אמ"ש מ' דוממת ש' שורקת א' אויר רוח מכריע בינתים:

2:1. Двадцать две буквы основания: три матери, семь двойных и двенадцать простых. Три матери: ) ש,מ,א алеф, мем, шин). Их основа—начало права и начало вины, и язык закона, устанавливающий равновесие между ними.

От цифр мы переходим здесь к 22 буквам алфавита, которые делятся на три класса: три "матрицы" или "матери" буквы А, М, и Ш (почему именно они - не вполне понятно), семь двойных: БГДКПРТ (эти буквы в древнееврейском языке имели два варианта произношения, три из них и в современном иврите имают два варианта -- "бет" (б или в), "каф" (к или х) и "пеи" (п или ф), и все остальные -- 12 простых. Буквы структурируют не только план выражения (это понятно), но и план содержания.
Tags: sefer yetzirah
Subscribe

  • (no subject)

    Читаю книгу М. Р. Гинзбурга про эриксоновский гипноз (есть в сети). Это научная книга, точнее учебник (очень обстоятельный) базового курса гипноза…

  • (no subject)

    Элегуа выглядит ребенком или стариком (начало и конец) добрым или злым (красное или чернoе поле). Он дает знаки, когда не знаешь, какое решение…

  • Альмахтикер, эфн ди тир!

    There is no spoon, Neo!

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments

  • (no subject)

    Читаю книгу М. Р. Гинзбурга про эриксоновский гипноз (есть в сети). Это научная книга, точнее учебник (очень обстоятельный) базового курса гипноза…

  • (no subject)

    Элегуа выглядит ребенком или стариком (начало и конец) добрым или злым (красное или чернoе поле). Он дает знаки, когда не знаешь, какое решение…

  • Альмахтикер, эфн ди тир!

    There is no spoon, Neo!