מכל מלמדײ השכלתי (duchifat) wrote,
מכל מלמדײ השכלתי
duchifat

Прочитал лекцию про velocity analysis of linkages. Рассказал про графический метод. Типа, "вот, смотрите какой интересный трюк: записываем выражение для вектора скорости точки "б" как сумму скорости точки "а" и относительной скорости "б" относительно "а", Vb=Va+Vab. Теперь, смотрите, Va известно и перпендикулярно крэнку, Vb перпендикулярно рокеру, а Vab перпендикулярно каплеру. Строим графически треугольник на известном векторе Va и двух известных направлениях, и вуаля, точка пересечения дает ответ! Ужель сие не прикольно! (Isn't it cool?)" Интересно, как эти линки (рокер, каплер, крэнк) называются по русски? Рокер - шатун, а крэнк - кривошип? А каплер? Кажется у него нет названия. Надо ивритские названия посмотреть. Я даже машиноведение преподаю немного как филолог. :)

Затем про аналитический метод того же самого: "вот наше уравнение векторной петли, vector loop equation. Стандартно записываем вектора как комплексные числа, в экспоненциальной форме. Теперь записываем производные, потому что нам нужны скорости. Производная от экспоненты остается собой, только умножается на мнимую единичку. Разделяем на действительную и мнимую части, и у нас система из двух уравнений. Смотрите какие они простые, как нам повезло, уравнения - линейные! Поэтому мы их можем немедленно решить, вот так! А теперь смотрите, это по сути то же самое, что и наш графический метод. Умножение на мнимую единичку это поворот вектора на 90 градусов. Это потоиму что скорость перпендикулярна линку, он же вращается! А скорость равна угловой на радиус, вот три члена уравнения, а вот три стороны нашего треугольника. Как все просто!"

В промежутке показывал фильм минут на 40 с лекцией про instant centers and centrodes (как "центроды" по-рюсску?). Там были всякие более сложные графические трюки, вот карандаш прикладываем к этому линку, и это неподвижная центрода, а теперь заземленный линк отпускаем, а каплер заземляем, прикладываем карандаш сюда, и это подвижная центрода. А вот они катятся одна по другой и имитируют движение каплера, производя те же coupler curves. А вот мы каплер убрали, и вместо него у нас получился кулачковый механизм, который полностью эквивалентен нашему линкаджу. А вот центроды сделали шестеренками и получилась пара шестеренок переменного радиуса, которая тоже эквивалентна.

В принципе, я достиг с ними того состояния (вообще говоря нормы в преподовании), когда студенты открыв рот смотрят на преподавателя, что еще он им принес в клюве. А не когда я прячусь от студентов, потому что знаю про кулачковые механизмы, четырехзвенники и планетарные редукторы только то, что прочитал в их учебнике, а в жизни никогда их не видал.

К механике как разделу физики этот курс, конечно, не имеет отношения. Но есть в нем некий антикварный шарм, как в музее - вот механизм, изобретенный Джеймсом Ваттом , а вот - Сефансоном, а вот - Чебышевым и т.п. В наше-то время все только пальцами в компьютер тыкать учатся, а это такой докомпьютерный ренессанс и эпоха машин.

Хорошо, что летом преподаю, хоть три раза в неделю на полтора часа хожу на работу. Иначе бы торчал в интернете, ЖЖ-зависимость ужасна. Я бы и бесплатно его преподавал, а тут за <6 недель по три пары платят $4к. И считается, что мало.

(потом уберу под глаз)
Tags: teaching
Subscribe

  • (no subject)

    Согласно Карлу Юнгу, есть вертикальные причинные связи между событиями и есть горизонтальные - синхроничность. (Единственное, увлекаться поиском…

  • (no subject)

    Читаю вот этот странный сайт https://kniganews.org нигде не написано, кто автор. Явно человек хорошо понимаюший проблемы современной физики. Кто…

  • (no subject)

    Немного эзотерики в ленту. Если вы интересуетесь юнговской синхронией (это я тут с одной знакомой преподавательницей танцев из Питера обсуждал), то…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments