מכל מלמדײ השכלתי (duchifat) wrote,
מכל מלמדײ השכלתי
duchifat

Category:

про взгляды Ньютона (конспективно)

Почитал в порядке ликвидации безграмотности про взгляды Ньютона, книгу Мануэля "The Religion of Isaac Newton" и сборник "Let Newton be!". Про левитацию там, кстати, ни слова, ссылка Аарона Шустера гнилая. В двух словах, как и следовало ожидать, классифицируется Ньютон плохо, те или иные философские взгляды сочетаются с прямо противоположными, и у каждого интерпретатора свой Ньютон (примерно как у каждого свой Маймонид). Кстати, Маймонид упоминается в связи с одобрением Ньютонoм маймонидовского учения о пророчестве (полагаю, в Море-Невухим?). Упоминаются и каббалистические интересы, в частности, в одном известном тексте Ньютон поминает, что евреи называют Бога מכם, место; с ошибкой (правильно מקום), что дает представление о его (низком) уровне иврита. Ньютон верил, что истoриософские закономерности (смена империй) подчиняются примерно тем же правилам, что и вращение планет, уделял внимание концу дней и полагал, что книга Даниэля и книга Апокалипсиса -- одно и тоже. Насколько я понял, троицу полагал язычеством, осуждал евреев за непринятие Христа, но был близок к рационалистический ветви иудаизма.

При этом был ярым противником каббалы, "метафизики" (и платонизма) и гностицизма. Но тут, видимо, дьявол в деталях и конкретных идеях, которых он был противником, а не в каком-то принципиальном насогласии с мистикой. По Мануэлю, Ньютон категорически возражал против идеи эманации. Хотя в другом месте он объясняет бесконечность пространства-времени именно эманaцией божественных качеств, да и силы в некотором смысле являются эманацией материи. Противоречие.

По Мануэлю также в XVII веке существовало две школы, трактовавших отношение науки с религией. Сепаратисты считали, что Книга Природы (sic!!! мир -текст) сама по себе, а книга Писания сама по себе. Эти книги написаны на разных языках, писание говорит языком простолюдина (простого израильтянина времен Моисея), раввинистическая идея. А Природа говорит языком математики на сложном и недоступном простолюдину языке (хотя Моисею, по мнению Ньютона, были известны все тайны природы и законы науки; вообще, греческие мудрецы учились у евреев). А пансофисты, такие как Comenius (Ян Коменский, с которым был связан и Лейбниц), полагали, что наука и христианство могут быть объединены, подобно тому, как аристотелево учение объединено с христианством. Номинально Ньютон принадлежал к первой группе, но на деле все сложнее, и фактически -- ко второй, согласно Мануэлю (речь и о материалистических объяснениях, вроде потоп как следствие кометы и о многом другом, фактически простой смюсл писания тождественен физическому миру), он также разрабатывал иероглифическую теорию символов (опять же мир как текст).

На XVII век схоластическое (аристотелево, перепатетическое) знание выглядело так: есть теория четырех элементов (земля-вода-воздух-огонь) и качеств (горячее-холодное-тяжелое-легкое). Все, что невозможно объяснить при их помощи (например, магнетизм) считалось оккультными силами, т.е. силами без причин, причина которых неизвестна. Было три способа получения оккультного знания: (1) вызов духов великих людей, которые могли кое что рассказать, дело опасное (2) наблюдение за символикой мира, например, грецкий орех похож на мозг, потому от него умнеют, а мандрагор похож на член, потому от него повышается потенция (3) опыт и структурирование явлений. При этом в схоластике набирал силу механистический подход, тела взаимодействуют друг с другом посредством контакта. Например, Декарт объяснял магнетизм потоком правo- и лево-закрученных невидимых "винтиков"-флюид. Идея дальнодействия или дальнодействующей силы - чисто оккультная, противоречащая принципам схоластики (аристотелизма), она была заимствована Ньютоном из алхимии (которой он увлекался, вообще, с алхимией там отдельная история, которую я еще не изучил, The Sceptical Chymist Бойля появляется в 1661), поэтому Keynes называет Ньютона "последним великим магом". По поводу дальнодействия (гравитации) у Ньютона был известный спор с Лейбницем.

ПС. Это я для себя конспектирую то, что на бегу прочитал, если что.
Tags: XVII век, mechanics
Subscribe

  • (no subject)

    В Москве вводят ограничения, боюсь, как бы то же самое не произошло в Питере. Тогда танцы-концерты накроются. Тут только 10% привитых, допустим 25%…

  • dybr

    В Питере нарастает волна эпидемии, я очень боюсь, что, танцы закроют. Тут провакцинировано только 10% населения (а для стадного иммунитета надо 50%),…

  • (no subject)

    Много говорят о версии утечки вируса из Уханского институте вирусологии. При этом никаких новых данных в пользу этой версии нет. Эта версия…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments