מכל מלמדײ השכלתי (duchifat) wrote,
מכל מלמדײ השכלתי
duchifat

Categories:

>«Рошнои»: свет науки и традиции

Михаил Носоновский, PhD

«Рошнои»: свет науки и традиции


«Дониш – чароги акл аст» («Знание – светильник ума»)
Бухарско-еврейская пословица. Из книги
Я. И. Калонтаров. Мудрость трех народов. – Нью-Йорк: Рошнои, 2002, стр. 279



Впервые я соприкоснулся с бухарско-еврейской культурой в 1992 году, когда мне, в то время петербургскому студенту, довелось принять участие в совместной историко-этнографической экспедиции Петербургского еврейского университета и Иерусалимского университета в Средней Азии. Тогда наша группа посетила Бухару, Самарканд, Шахрисябз, Карману, Каттакурган. Мы искали, фотографировали и документировали памятники еврейской культуры, опрашивали носителей фольклора и знатоков народных традиций, записывали на магнитофон их рассказы. Тогда, знакомясь с древними бухарско-еврейскими обычаями, сравнивая их с привычными мне традициями европейских евреев, я не мог не поражаться тому, насколько разнообразна культура еврейского народа, как много она в себя вбирает, как органично сочетает древность и современность, Европу и Восток, наследие бухарских евреев и ашкеназов. Поистине, еврейство – не просто национальная группа, а многообразная цивилизация, но в то же время мы – единый народ, который никогда не забывал о своей древней Родине – Стране Израиля, об Иерусалиме, о своем удивительном языке – иврите, и о своем Законе и Писании. Не секрет, что в Советском Союзе изучение еврейской культуры, мягко говоря, не поощерялось, многие русские евреи боялись интересоваться своими традициями и передавать их детям. На этом фоне огромное уважение вызывало то, как бухарские евреи бережно и любовно сохраняли свое древнеее культурное наследие в самые тяжелые времена.

Та наша экспедиция была весьма успешной, по ее материалым был издан сборник научных трудов, в который вощли и мои публикации. С тех пор прошло время, я оказался в Америке, но память о гостеприимных жителях Самарканда и Бухары, бережно сохраняющих древние еврейские традиции, навсегда осталясь в моем сердце. Поэтому, когда в 2004 году я в силу обстоятельств переехал в нью-йоркский район Квинс, мне было очень приятно узнать, что бухарско-еврейская культура переживает здесь расцвет; действуют синагоги, школы, выпускаются газеты и книги, работают культурные организации. Особое место среди этих организаций занимает общественно-научный центр бухарских евреев Нью-Йорка клуб «Рошнои» («Светоч»), создатели и участники которого самоотверженно и бескорыстно занимаются просветительской и исследовательской работой, всем, что связано с бухарско-еврейской историей, культурой и социологией .

Центр «Рошнои» создан в 1993 году представителями творческой интеллигенции бухарско-еврейской общины в Нью-Йорке и объединяет свыше 500 членов, в том числе 100 докторов и кандидатов наук. Последние составляют актив клуба, на заседаниях которого обсуждаются различные проекты, предложения и идеи ученых. Президент клуба – д-р Роберт Пинхасов, ответственный секретарь с 1997г. – проф. Иосиф Калонтаров. Основной целью «Рошнои» является активизация интеллектуального потенциала бухарско-еврейской общины, сохранение её этнической целостности, как части мирового еврейства, успешная интеграция в американское общество, популяризация достижений мировой и общееврейской культуры, включая традиции и национальные ценности бухарских евреев. Важная часть деятельности клуба – содействие еврейскому воспитанию и образованию детей, молодёжи и взрослых, направленному на пробуждение и развитие еврейского самосознания; осуществление исторических и социологических исследований и публикация их результатов.

Чтобы пояснить значение клуба «Рошнои», я хотел бы сказать несколько слов об истории научного изучения бухарских евреев. В XIX веке, когда Средняя Азия была ареной соперничества между Россией и Англией, отдельные сведения о бухарских евреях, просачивавшиеся в западную литературу, представляли собой поверхностные описания, сделанные русскими и английскими путешественниками, дипломатами и миссионерами (Дж. Вольф, А. Вамбери, Е. Мейендорф, В. Радлов, Н. Ханыков и др), которые смотрели на местных евреев лишь как на возможных союзников для будущего проникновения в регион. Эти описания еще нельзя назвать подлинно научными публикациями. В конце XIX – начале XX вв. ученые-иранисты (В. Бахер, К. Залеман, Э. Адлер) стали проявлять интерес к созданным в Средней Азии еврейским литературным памятникам. Однако, в силу удаленности региона, внимание на бухарских евреев западные ученые обращали лишь эпизодически. После установления Советской власти, в 1920-1930-е годы, в связи с необходимостью социалистического строительства и просвещения в Средней Азии, изучению бухарско-еврейской культуры стали уделялять внимание как ученые из России (З. Амитин-Шапиро, И. Лурье), так и представители появившейся тогда же бухарско-еврейской интеллигенции (Я. Калонтаров, Д. Калонтаров, М. Бачаев, И. Мавашев и другие). Их работы важны, но они далеки от исчерпывающего научного описания бухарско-еврейской истории и культуры, поскольку деятельность их была фактически прекращена в конце 1930-х годов, когда изменившаяся национальная политика партии привела к закрытию бухарско-еврейских культурных учреждений и прекращению изучения истории и культуры бухарских евреев на долгие десятиления. В послевоенные годы в Израиле возникли академические центры, изучающие историю и культуру бухарских евреев (здесь прежде всего нужно назвать проф. М. Занда и его учеников). В эмиграции же были написады и изданы очерки бухарско-еврейской истории, созданные выходцами из Средней Азии Н. Тажером, Биньяминовым и другими, но это были лишь единичные работы. Полного размаха изучение бухарских евреев достигло лишь после распада СССР, и задача изучения бухарско-еврейской истории и культуры остается актуальной сегодня, поэтому столь важна деятельность таких организаций, как «Рошнои».

По мнению президента «Рошнои» Р. Пинхасова, особенно важно, что центр проводит уникальную работу, которой больше никто не занимается. Многое делается впервые. Вот лишь выжимка из официального отчета центра «Рошнои» о проделанной работе:

· Проведено клубом и с его участием 6 конференций: 4 по истории и культуре бухарских евреев (1995, 1996, 2000, 2003), 2 – медиков и биологов (1996, 1998), Членами клуба в газетах, журналах и на Интернете опубликованы сотни статей, многочисленны их выступления на радио и ТВ. Этими мероприятиями клуб заявил о себе как о центре интеллектуальной деятельности бухарских евреев в США. Впервые начато проведение научно-практических конференции по истории и культуре бухарских евреев (1-я конференция состоялась в Нью-Йорке в 1995г.) В конференции 2000 г. «Бухарские евреи: история, культура, перспективы» приняли участие ученые и общественные деятели Израиля, США, Австрии, Таджикистана, Узбекистана, Греции. Члены клуба активно участвовали в подготовке и проведении в 2003г. IV международной конференции «Бухарские евреи: иудаизм, традиции, история, культура – вчера, сегодня, завтра» в Израиле (членами клуба представлено около 70 докладов). Постоянно укрепляются связи с бухарско-еврейскими организациями других штатов США, Израиля, Австрии, Канады, Германии, Узбекистана и Таджикистана. Клуб сотрудничает cо Всемирным Конгрессом бухарских евреев.
· Деятельность членов клуба осуществляется в 14 отделах, а также в общественном научном Центре исторических и социологических исследований (руководитель – проф. Аркадий Завулунов, научные консультанты проф. Давид Очильдиев и проф. Велиям Кандинов) на волонтерских началах. Важную задачу представляет противодействие ассимиляционным процессам посредством усиления воспитательной работы с молодёжью в духе еврейских традиций.
· Членами клуба издано более 70 книг. Главным приоритетом стало создание фундаментального научного труда по истории бухарских евреев. Первые две книги (автор – научный консультант нашего клуба, проф. Д. Очильдиев), охватывают период с древних времен до завоевания Средней Азии Российской империей. В 2005 г. был выпущен заключительный двухтомник, охватывающий новый и новейший период истории бухарских евреев от русского завоевания до 2000 года. Над ней работали около 60 ученых и специалистов из США, Израиля, стран СНГ, которые подготовили главы по различным вопросам истории, культуры, науки, образования, высшей школы, литературы и искусства, музыкального и театрального творчества, религии, обычаев и т.д.
· На базе двухтомника готовится издание материалов на английском языке в одном томе, дабы эти сведения стали достоянием будущих поколений.
· Впервые было проведено исследование расселения бухарских евреев по штатам, городам и даже городским районам США. На их основе уже 4-м, дополненным и переработанным изданием вышел телефонно-информационный справочник «Бухарские евреи США» (составитель – д-р Р. Пинхасов), весь тираж которого бесплатно передан почти в каждую бухарско-еврейскую семью США.
· Выявлена роль исследователей не бухарско-еврейского происхождения, давших ценные сведения о различных аспектах жизни бухарских евреев, их языку, культуре и традициям.
· Проведены социологические исследования и создан социологический портрет бухарско-еврейской иммиграции в США
· Периодически проводимые демографические исследования позволили выявить тенденцию развития бухарско-еврейских общин в США
· Дан анализ взаимодействия бухарских евреев с другими этническими общинами евреев – ашкеназийскими, грузинскими и горскими. Выявлены межобщинные связи бухарских евреев на разных этапах истории.
· Описана картина сосуществования бухарских евреев с узбеками и таджиками.
· Прослежена история бухарско-еврейских общин и их центров. Показано, что в ХХ в. ряд бухарско-еврейских общин на территории б. СССР прекратили существование и появились новые общины в Израиле, США. Канаде и др. странах.
· Описан вклад бухарских евреев в науку, культуру, экономику, медицину, образование, спорт в странах проживания.
· Обобщено музыкальное творчество бухарских евреев – а) традиционное; б) в новых современных жанрах (опера, эстрада, симфоническая музыка и т.д.). Произведена запись религиозных песнопений (нигунов) бухарских евреев и проведена их унификация (эту исследовательскую работу ведет хаззан Изро Малаков).
· Новое направление деятельности клуба – создание серии учебных пособий для преподавателей и студентов учебных заведений, в т.ч. ешив. Недавно вышло в свет первое пособие из этой серии – «История бухарских евреев» с древнейших времен до середины 60-х годов ХХ в. на английском языке (автор – доктор исторических наук Давид Очильдиев).
· Клуб по мере возможности поддерживает культуру, театр, музыкальные ансамбли, спортивные школы и объединения. Развернута работа с потенциальными избирателями, чтобы голос общины был услышан во властных структурах.
· Медики-члены клуба активно работают в Американо-русском медицинском обществе и его клубе «Маймонид». Д-р Роберт Пинхасов, M.D., PhD, является содиректором Американо-русского медицинского общества и руководителем клуба «Маймонид». Члены «Рошнои» (д-р Р. Пинхасов) участвовали в создании «Американской семейной медицинской энциклопедии» (2000). Недавно вышли и получили одобрение в печати книги Р. Пинхасова «Медики-бухарские евреи» и «Серебряный возраст и наше здоровье» (в соавторстве), А. Завулунова «Бухарские евреи: память о минувшем, вера в грядущее», Я. Калонтарова «Мудрость трех народов», Д. Калонтарова «Участники войны 1941-45гг. – бухарские евреи» и др.
· Клуб «Рошнои» явился инициатором создания бухарско-еврейского театра «Возрождение» и историко-этнографического музея нашего наследия, помогал в организации детской музыкальной школы, способствовал созданию курсов английского языка, организации выставок и сбору экспонатов для музея.
· Социологические исследования клуба связаны с этническим многообразием США. На примере небольшой компактной нью-йоркской общины бухарских евреев выявлены закономерности адаптации бухарских евреев в США. Монография профессора В. Кандинова «Русская эмиграция: бухарские евреи в Америке» опубликована на английском и русском языках.
· В работе находятся проекты: подготовка «Энциклопедического словаря бухарских евреев» – свода знаний об истории, культуре, этнографии, религии, традициях, а также о выдающихся людях нашего народа; написание социологического портрета бухарских евреев в иммиграции; конференция о современных проблемах нашей иммиграции; создание этнографического и историко-культурного музея, архива и библиотеки; документальный фильм «Бухарские евреи вчера и сегодня».
· Клуб исходит из того, что бухарские евреи – составная часть мирового еврейства и ни йоту не отделяется от него, стремясь к сближению с другими еврейскими общинами и организациями. Клуб входит в 12 еврейских организаций. Клуб проявил инициативу в объединении творческого потенциала бухарской, горской и грузинской еврейских общин. 20 апреля 2003 г. было провозглашено образование Содружества творческой интеллигенции этих братских общин «Единение». Клуб участвует в работе UJA-федерации и связанных с ней организаций. Наряду с 26 еврейскими организациями иммигрантов из СНГ клуб явился учредителем новой структуры – COJECO (Совета еврейских общинных организаций иммигрантов), членом Совета директоров которого является д-р Р. Пинхасов. В 2002г. президент клуба д-р Роберт Пинхасов, члены клуба, профессора Иосиф Калонтаров и Велиям Кандинов приняли участие в Учредительном съезде Всемирного конгресса русскоязычных евреев (ВКРЕ). Р. Пинхасов был избран членом первого состава Координационного совета ВКРЕ и руководства Американского Форума русскоязычных евреев (2005г.).

Никогда в прошлом бухарские евреи не издавали книги по своей истории в таком количестве и такого качества – ни в Бухарском Эмирате, ни при Советской Власти, ни в постсоветский период это не было возможно по разным причинам. Бухарско-еврейский музей, о создании которого мечтали еврейские этнографы в начале ХХ века, действует теперь в здании бухарско-еврейской Квинс-Гимназии (кстати, единственной в Америке еврейской школе, обучение в которой бесплатно и потому доступно иммигрантам; в эту школу я отдал и своего сына).

Все это делается впервые в бухарско-еврейской общине. Но на мой взгляд, и я не устаю это повторять, значение центра «Рошнои», его публикаций и деятельности далеко выходит за рамки собственно бухарско-еврейской общины. Мне иногда приходится слышать критику, дескать, научная и культурная работа, которую осуществляют бухарские евреи в Нью-Йорке – любительская и не всегда соответствует академическим стандартам (как будто все доклады на академических конференциях и все публикации, подготавливаемые в университетах и «официальных» институтах всегда на высоком уровне!). Однако ведь речь идет о работе, выполняемой энтузиастами, почти без всякого финансирования, людьми, вкладывающими душу в свое дело! И им часто удается сделать то, что в других условиях делали бы годами целые научные отделы и институты.

В 1970-1980е годы Бухара и Самарканд были практически единственными в СССР местами, где сохранялась традиция еврейской учености. Русские евреи, желавшие учиться Торе, Талмуду и традициям своего народа, приезжали в Среднюю Азию и перенимали знания у местных раввинов и мудрецов. Я считатю, что и сегодня в американской эмиграции русским евреям есть чему поучиться у бухарских собратьев. Ведь нет здесь у русских евреев ничего, подобного центру «Рошнои», занимающумуся изучением еврейской истории. Нет русско-еврейских музеев, не издаются книги по русско-еврейской истории, не объединяются интеллектуалы вокруг изучения и преподавания истории и культуры своей общины, как это происходит у бухарских евреев. Именно в этом, на мой взгляд, и состоит подлинное значение деятельности «Рошнои» и подобных структур, работа которых важна не только для своей общины, но и для всего еврейства и, в конечном итоге, для общечеловеческой культуры в целом.


(Написано для бухарско-еврейского журнала)
Subscribe

  • (no subject)

    Ничо так? На шкафу у меня над книгами по нанотехнологии и трибологии - алтарь Элегуа. 21 каждого месяца - его день.

  • (no subject)

    NSF прислало анонимный опросник с вопросами о том, как я оценимаю их процесс рецензирования и присуждения грантов. Как обычно, ничего по существу…

  • (no subject)

    Ну что, добавить мне в раздел благодарности статьи " M.N. thanks Eleguá for Abre Caminos"?

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments