מכל מלמדײ השכלתי (duchifat) wrote,
מכל מלמדײ השכלתי
duchifat

Прочитал лекцию про еврейские эпитафии

Прочитал лекцию про еврейские эпитафии профессорам-богословам из иезуитского университета. :) Вроде, успешно. Меня просили поближе к мистике и каббале (там семинар такой). Мои тезисы, кратко, излагая полуторaчасовую лекцию в нескольких строках:

1. Еврейские эпитафии выражаюит идею связи между "священным" миром Писания и еврейских текстов и миром повседневной жизни местечка или общины. Это можно проследить на нескольких уровнях.

2. На уровне структуры надписи, эпитафия включает указание на место ("Здесь покоится"), время (дату) и имя, таким образом привязывая человека к "системе координат". Эта структура связана с функциональностью эпитафии: эпитафия-маркер, эпитафия-молитва, эпитафия-восхваление и эпитафия-поучение. Эпитафия безлична (как правило, не имеет рассказчика, от лица которого написана, вроде родственника или самого умершего). Она не обращена ни земному читателю, а к вечности. Эпитафия выступает свидетельством в пользу погребенного в Небесном суде и способствует установлению его связи с совокупностью душ всех людей (=Узел Жизни = Престол Славы).

3. Использование библейских цитат также подчеркивает связь ситуации с описанным в Библии (например, конкретная Мирьям из Бучача похожа на библейскую Мирьям - это подчеркивает цитирование). Хотя цитирование опосредованно, через ряд слоев раввинистической литературы.

4. На уровне языка, мы имеем дело с иврит-идишским двуязычием. Которое само является заменой иврит-арамейского двуязычия, представляющего триаду (иврит-арамейский-70 языков народов мира), в которой средний элемент (язык Таргума) крайне важен. Он, не будучи полноценным языком, создает возможность динамики (перевода), динамического исправления мира (параллелен разным каббалистичеким триадам, святое-клиппат ногах-ситра ахра), перевод аналогичен распространению святости в профанном мире. Идеальный мир (где все окончательно переведено) это мир Таргума. И т.д. (ну, я же тезисно излагаю, там больше всего - про свободу воли и ангелов, не понимающих арамейского). В идише и в эпитафиях мы имеем дело с переключением орфографии между библейской консонантной и профанной фонетической, в зависимости от того, идет ли речь о реалиях книжного или повседневного мира. Часто они связываются посредством сопоставления в эпитафии.

5. Эпитафии занимают промежуточное положение между "высокой" / авторской / санкционированной религией литературой и народной литературой / религией.

Задавали вопросы:

А) Если прикосновение к мертвому телу осквернят (когена), оскверняет ли прикосновение к душе? Я сказал, что, хмм, не знаю; еврейские законы чистоты относятся к материальному миру, примерно как законы кашрута (не обсуждаем же мы, кашерны ли ангелы и демоны).

Б) Раз я говорю о периоде с 1520 года, связано ли это с распространением лурианской каббалы? Я сказал, что были попытки связать стиль народного искусства, который мы видим в резных надгробиях, с хасидизмом. Но эти попытки не преуспели. Скорее это два параллельных феномена, связанных с расцветом этих общин в 18 веке. А эпитафии как мы знаем этот жанр возникают в Европе в конце первого тысячелетия, и это вообще связано с переходом от гаонского к раввинскому иудаизму, переходом к ивриту и "фундаментализации", переходом к интенсивному изучению текстов.

Б) А сохранился ли этот жанр, например, в Израиле, после холокоста? Я ответил, что эпитафии, конечно, есть и цитаты есть, и формулы. Но как жанр народного искусства это явление сходит на нет с модернизацией к началу ХХ века. В том смысле, что он перестал быть способом самовыражения нардных художников и поэтов, они нашли себе другие каналы самовыражения.
Subscribe

  • (no subject)

    Рецензируя статьи, всегда обращаю внимание на первое предложение в статье. Обычно оно информативной нагрузки не несет, но как-то всегда показывает,…

  • (no subject)

    Почитал (пока совсем по верхам) рекомендованную fromtxwithlove книгу A Эткинда (племянника Ефима Эткинда) про русский психоанализ, Лу Саломе, С.…

  • (no subject)

    Каждый день в полдень в Питере стреляет пушка. Напоминая, что полдня уже прошло, а нифига не сделано еще.

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments