מכל מלמדײ השכלתי (duchifat) wrote,
מכל מלמדײ השכלתי
duchifat

Category:

Ньютон - алхимия, гелиоцентризм, Флейта Пана и гармония сфер

Возвращаясь к более спокойной теме про Ньютона (точнее, моим конспектам того, что я прочитал об этом). По теме "Ньютон и алхимия" я не нашел никаких интересных сведений, кроме того факта, что Ньютон занимался алхимией много на протяжении десятилетий, общался в связи с этим с Бойлем. Кстати, что касается Роберта Бойля, есть интересная недавняя заметка из Nature о значении самого знаменитого труда Бойля, The Sceptical Chymist, который обычно полагают первой работой, положившей начало современной химии. Как следует из этой статьи, значение самого известного труда по химии XVII века преувеличено позднейшими попытками найти поворотный момент от магической алхимии к научной химии. Никакого отказа от алхимии там нет, как нет и современного представления о химических элементах. Скорее, Бойль хотел поднять статус (ал)химии от аптекарского дела, каковым она считалась в то время, до высокой науки.

Что же касается Ньютона, то более интересны философские корни его занятия алхимией. В XVII веке шел спор о том, кто был более продвинут в знаниях - мыслители древнего мира или современные. Ньютон придерживался точки зрения, что древние знали больше. Точнее, он полагал (как многие алхимики и маги), что алхимические и научные знания были переданы Моисею на горе Синайской, а до него - Ною. От Моисея эти знания попали к Пифагору во время путешествия последнего в Тир к финикийцам. Но греки со временем утратили эти знания в результате коррупции и склонности к идолопоклонству, (к которой Ньютон относил еврейскую каббалу, христианский гностицизм и греческий платонизм). Свою задачу он видел в том, чтобы восстановить это утраченное знание.

По мнению Ньютона, христианство (католицизм и англиканство в равной мере) было коррумпировано языческой идеей Троицы с IV века н.э., т.е. он стал арианцем. Я намеренно не хочу здесь писать о связи Ньютона с иудаизмом, (потому, что пишу совсем про другое), но связь там очень тесная и многообразная (с рационалистическим иудаизмом маймонидовского толка), хотя Ньютон и осуждал евреев за непринятие Христа и осуждал каббалу в стиле Зохара и сфирот, (с которой был знаком по христианским переводам, конечно).

Заговор папистов 1679 года и угрозу реставрации католицизма Ньютон воспринял как повторение печальных событий IV века. В 1683 году он начал писать труд "Philosophical origins of gentile philosophy" (Философское происхождение языческой философии), где излагал свои идеи о том, что геоцентрическая система есть результат языческой коррупции древнего знания. Солнце занимало центральное место в храме вестальщиков. Вечный огонь (Нер тамид), окруженный Семью лампами (Менорой) в Иерусалимском Храме, также символизировал Солнце и обращающиеся вокруг него семь планет. Теперь Ньютон считал Декарта с его теорией вихрей представителем той же коррумпированной языческо-папистской традиции.

Сам же Ньютон надеялся найти истинное знание в пифагорейских идеях о гармонии. Ключевую роль для Ньютона играли две идеи - "музыка сфер" и "флейта Пана". Музыка сфер - пифагорейская идея гармонии, которая вдохновляла Ньютона.

Ньютон полагал, что пифагорейцам была известен закон тяготения, обратно пропорционального квадрату расстояния, r-2. Аналогию он видел с законом Мерсенна для главной гармоники, обратно пропорциональной квадрату диаметра струны.

Аналогия с музыкой (и, в частности, спектра с октавой) сыграла также важную роль в ньютоновской теории света (точнее, во второй его теории света, 1675 года), но здесь ключевую роль имела критика со стороны Гука, который полагал, вслед за пифагорейцами, что свет связан с вибрацией эфира. Именно тогда и возникла теория эфира, открывавшая возможность передачи оккультных взаимодействий (света, гравитации, электричeства, магнетизма, силы движения живых существа, фермантации, ядов, растворения, и т.п.).

Флейта Пана - это мистико-алхимическая идея особой сипы, вызывающей гравитацию прямым вмешательством бога.

Так что вопреки тому, что говорит pinchas в ешиве Маханаим и на программе Маса, Ньютон отнюдь не выводил законы природы из опыта, хоть и соединил эмпирический метод (только что очищенный от оккультизма Ф. Бэконом) с идеями пифагорейской гармонии и эзотерического знания алхимиков и древних.

http://ls.poly.edu/~jbain/mms/texts/66McGuire(Pipes).pdf
Tags: XVII век
Subscribe

  • (no subject)

    Ничо так? На шкафу у меня над книгами по нанотехнологии и трибологии - алтарь Элегуа. 21 каждого месяца - его день.

  • (no subject)

    NSF прислало анонимный опросник с вопросами о том, как я оценимаю их процесс рецензирования и присуждения грантов. Как обычно, ничего по существу…

  • (no subject)

    Ну что, добавить мне в раздел благодарности статьи " M.N. thanks Eleguá for Abre Caminos"?

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments