מכל מלמדײ השכלתי (duchifat) wrote,
מכל מלמדײ השכלתי
duchifat

Я недавно приводил здесь ссылку на картинку-лубок с изображением Давида и Голиафа из собрания Ан-ского. rivka_belareva поместила изображение еще одного лубка из этой же серии, четыре сына на пасхальном седере:
http://www.livejournal.com/community/jewish_art/9379.html

Правда, не все в ее описании бесспорно.

"картинка совмещает две темы - Седер в местечке и агадическую историю о четырех сыновьях. Как правило, сыновей изображают по отдельности или вне сцены Седера. Здесь же достигается предельная концентрация мотивов и вживление притчи о четырех сыновьях с их вопросами в "жанровую" сцену Седера. Ключом к этому явлению стал "антиисторизм" народного искусства в узком смысле и еврейский - в широком. Темы Агады оживают в ситуации Седера, современного автору лубка. Подобным же образом решались и изображения сцен из Танаха. Но на этой иллюстрации особенно удачно достигнут эффект двойного дна: сквозь историческую сцену-открытку с изображением Седера в семье восточно-европейских евреев, включающим реальные черты трапезы (например, присутствие сына, приехавшего из города), проявляется вечная притча о четырех сыновьях. Лубок приобретает игровой характер: от зрителя требуется угадать, вычислить в изображении трапезы четырех сыновей, что несложно для человека, знакомого с традицией, но требует все же некоторых усилий - совмещения и разведения двух планов картинки."

Ма мой взгляд, изображение скорее является иллюстрацией к строкам из Пасхальной Агады о том, что историю Исхода следует рассказывать четырем сыновьям. Соответствующий текст на оригинале помещен под картинкой. Таким образом, на картинке изображен "идеальный седер", в ходе которого история Исхода рассказывается четырем сыновьям, и никакого "двойного дна" или "второго плана" эта картинка не подразумевает. Не думаю, что автор хотел изобразить именно "седер в местечке". Богатая мебель, убранство дома (люстра, портьера с кисточками) в равной и даже большей степени может относиться и к городскому дому, скажем, в Бродах или Лемберге (если предполагать восточногалицийское происхождение изображения). Не вижу оснований говорить про "сына, приехавшего из города", это скорее вымысел искусствоведа. Сложно сказать, что автор имеет в виду под "еврейским антиисторизмом в широком смысле", но углядеть какое-то особое, отличное от христиан "антиисторическое" отношение евреев к своей истории в этой картинке сложно.

Несколько иначе обстоит дело с Давидом (изображенным в виде ортодоксального еврея) и Голиафом (в виде генерала с эполетами). В этом случае действительно можно говорить об антиисторизме народного искусства, хотя не уверен, что более далеко идущие выводы обоснованы. В той же подборке было еще одно или два изображения, в частности, Давид и Батшева.

Subscribe

  • lytdybr (где был, что видел, что съел)

    Вернулся я из еврейских джунглей (я так понял, что саванна может одновременно быть и джунглями), все, что хотел посмотреть, вроде посмотрел. Диких…

  • (no subject)

    В общем, ливень закончился, я осмотрел достопримечательности (час на синагогу, час на город -- больше особе нечего). В общине обычная грустная…

  • I did it! I did it!

    Я приехал в Парамарибо. У них левостороннее движение. И даже интернет работает. Розетки неправильные, но я захватил правильный переходник. ... Центр…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments