מכל מלמדײ השכלתי (duchifat) wrote,
מכל מלמדײ השכלתי
duchifat

Categories:

Спор Ньютона с Лейбницем и оккультные корни науки

http://7iskusstv.com/2014/Nomer2_3/MNosonovsky1.php
Спасибо за публикацию! Сейчас я вижу, что статья получилась несколько эклектичной, я старался привести много интересных фактов, за которыми можно не разглядеть центральную мысль. Кроме того, в статье не всегда выделены болдом границы частей, также я предполагал снабдить ее изображениями "Универсальной характеристики" Лейбница, "символьной машины" Рамона Луллия и арабской Зайраджи (особой "гадательной таблицы"); возможно, картинки облегчили бы понимание, о чем идет речь. Впрочем, картинки несложно найти в интернете, а мои более фрагментарные записи по теме можно найти также на http://duchifat.livejournal.com/tag/XVII%20%D0%B2%D0%B5%D0%BA (под тэгом "XVII век").

Но центральная идея, я думаю, понятна. Основа научной революции XVII века -- не рациональная философия схоластов-аристотельянцев, а мистика. Идея получать знания из опытов (а не из авторитетных книг) - мистична в своей основе. Идея дальнодействия (и беспричинного движения) -- оккультна. Ньютон инкорпорировал обе эти идеи в свою физику (дальнодействие это ведь всемирное тяготение, а беспричинное движение - движение по инерции), благодаря чему и добился успеха.

А Лейбниц представляет другую линию, символьную, семиотическую. В ХХ веке она проявилась в полную силу. Как писал недавно Эдуард Бормашенко, спор между квантовой и классической физикой -- это спор о том, что мы изучаем: сам мир или наше знание о нем, потому что тождественные электрон или атом являются скорее идеями (или символами некоего алфавита), чем объектами. В XIX веке уже можно видеть "уши" будущей квантовой механики в идеях статфизики (парадокс Гиббса, и необходимость в физике постоянной размерности постоянной Планка). А вообще этот "символьный" подход идет через статистику и теорию вероятностей, от Бернулли, Паскаля и Лейбница, из XVII века.
Tags: XVII век
Subscribe

  • (no subject)

    1) Морокко, монета в 4 фалса, 1284 год хиджры (1868 н. э.), чеканка г. Фес. царь Мулла Мухаммад IV. В Морокко почему-то не используют арабские цифры…

  • dybr

    Давно для себя понял, почему меня подспудно привлекает нумизматика (коллекционирование монет). Одна из фундаментальных бинарных оппозиций - между…

  • (no subject)

    У Буратино даже похолодел нос - так ему хотелось попасть в театр. - Мальчик, в таком случае возьмите за четыре сольдо мою новую азбуку... - С…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment