מכל מלמדײ השכלתי (duchifat) wrote,
מכל מלמדײ השכלתי
duchifat

Category:

П. А. Жилин

По поводу шуточки Эли Штернберга "After all, some of my physicist friends still regard the discovery of Hooke's law in the seventeenth century as the last noteworthy event in the history of the theory of elasticity". Я время от времени возвращаюсь к работам проф. П. А. Жилина, у которого я когда-то учился, который обладал особым взглядом на методологию науки вообще, и на механику в частности, которую он, разумеется, полагал фундаментальной наукой. По мнению Жилина, изложенному, например, http://teormeh.spbstu.ru/Zhilin_New/PARealMech.htm здесь, рациональная механика является не частью физики и вообще не экспериментальной наукой, а предлагает "уравнения, истинность которых не опровергается временем и которые не требуют уточнений". Речь об "уравнениях баланса", многие из

В самом упрощенном виде, я бы сказал так: вот есть, например, второй закон Ньютона F=ma. Его можно понимать по-разному. Либо как определение "силы", либо как верифицируемый и фальсифицируемый эмпирически закон природы (а сила в этом случае определяется каким-то другим образом). Мейнстримное понимание, конечно, второе. Но если понимать законы механики как неверифицируемые, то механика фактически играет такую же роль, как математика (не будучи тождественной метематике): создает определенный язык или систему понятий, "каркас" для строительства конкретных теорий.

Проблема, конечно, в том, что с начала ХХ века физика пошла по другому пути и в таком каркасе не нуждается, так что Жилин во многом жил в альтернативной истории, где после примерно Пуанкаре, Герца и Кельвина вся новая физика была неправильная.

У Жилина есть много интересных мыслей. Вот из актуальных высказываний, собранных его учениками на посвященном Жилину сайте http://teormeh.spbstu.ru/Zhilin_New/Quatation.htm:

O привлечении молодежи к научной работе

Я никогда не смотрю на оценки студента. Существует единственный критерий способностей к научной работе — если человек приходит с решенной задачей.

Обычно, отличник — как зеркало, воспроизводит в точности то, что ему давалось. Это удобно для сдачи экзаменов, но совершенно не годится для научной работы.

Вопрос: Что нужно, чтобы добиться успеха в науке?
Ответ: На первое место я поставлю трудолюбие, на второе упрямство (вас бьют, а вы не сдаетесь), и только на третье талант.

Наукой надо заниматься только в том случае, если вы не можете этого не делать

О защитах
Вопрос: Какое впечатление я должна производить на защите докторской, чтобы все прошло без проблем?
Ответ: Трудолюбивой дуры.

Докторская степень характеризует скорее не научные, а бойцовские качества человека

Легче всего проходит защита СЛАБЫХ докторских диссертаций.

Аспиранту: Вы должны уметь держать удар.

Докторская диссертация отличается от кандидатской прежде всего способом подачи материала.

Не думайте, что кто-нибудь будет радоваться вашим успехам.

Об ученых
Что из всего, что вы сделали, попадет в учебники? Хоть строчка...

Часто читаешь в справочнике про какого-нибудь “большого ученого” — “большой специалист в области... Внес большой вклад в...” А что все-таки он сделал?

Самое опасное - это умная бездарность

Деньги
Настоящие ученые не должны получать много, иначе они будут вытеснены теми, кто придет за этими деньгами.

Разное
Ум толпы — пересечение умов отдельных людей, а глупость — объединение.

Ну что сравнивать — кто умнее, я, Петя или Вася. Какое это имеет значение? Почему-то никто себя не спрашивает, кто умнее, он или Леонард Эйлер. Потому что до Эйлера-то далеко, а Вася рядом. Это все мелко. Надо равняться на великих и стремиться приблизиться к их уровню, неважно, сможете ли этого достичь или нет.
Tags: mechanics
Subscribe

  • (no subject)

    1) Мне кажется, что эмпатия - это умение подстраиваться под собеседника. Но многие, видимо, разделяют это. Знаю женщин, которые считали себя…

  • (no subject)

    Читаю книгу М. Р. Гинзбурга про эриксоновский гипноз (есть в сети). Это научная книга, точнее учебник (очень обстоятельный) базового курса гипноза…

  • (no subject)

    Элегуа выглядит ребенком или стариком (начало и конец) добрым или злым (красное или чернoе поле). Он дает знаки, когда не знаешь, какое решение…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments