מכל מלמדײ השכלתי (duchifat) wrote,
מכל מלמדײ השכלתי
duchifat

lytdybr

Стал как раньше ходить по пятницам в синагогу, как-то не хватает мне связи с еврейскими текстами. От нас ортодоксальная синагога в 35 минутах ходьбы, очень милый моцион. Еврейские молитвы встречи субботы доставляют мне удовольствие, каждое слово отзывается смыслом и ароматом вечности. Древнееврейские тексты всю жизнь меня завораживали: квадратные буковки с огласовками как элементы паззла соединяются друг с другом в осмысленные слова и фразы.

Здесь нужно сказать, что я хорошо знаю грамматику древневрейского языка, я когда-то этому учился - гебраистике и семитскому языкознанию. Многие слова я вижу сразу в нескольких плоскостях: как это слово соединяется с другими словами сегодня -- это одна координата. Что было с этим словом исторически, в диахронии - другая координата. Как оно связано с другими семитскими языками. Как это слово транскрибируется в научной транскрипции, придуманной Иоганном Рейхлиным (кстати, моим научным предком по PhD в 18 поколении). Как - в современном иврите. Что с этим словом происходит в идише, практическом языке наших предков. Что - в других языках, типа там буxарско-еврейского. Как слово разлагается, подобно скелету, мясу и жилам, на трехсогласный корень и “остов”-мишкаль. Каждое слово как научная статья, причем ясно, что для человека, в отличие от меня, начитанного в талмудической литературе, планов и уровней гораздо больше, и можно только догадываться о вершинах и глубинах, которые им открываются.

И вот почти любое древнееврейское слово - как мерцающий бриллиант со множеством граней, и они складываются в давно знакомые, почти наизусть, литургические тексты, повторять и слышать которые - одно удовольствие, как бальзам на душу. Я вспоминаю, где слышал этот текст, когда мне было 20 лет, с кем разучивал вон тот, когда мне было 25 и мы пытались встречать субботу, и эти мысли согревают душу, создают ощущение неизменного и доброго. Детей нужно бы учить литургической поэзии, молитвам наизусть. Это не имеет никакого отношения к религиозной индоктринации и к промыванию мозгов. Я бы сказал, по субъективному ощущению, что древнееврейские молитвы прочищают мозги, вымывая из них информационный мусор и шелуху, которые в большом количестве поставляют интернет, ТВ, мобильные устройства и прочая нелепость.

Короче говоря, от тех еврейских молитв, литургических текстов, которые я хорошо знаю (как литургия встречи субботы), я тащусь и балдею. А вот полноценно соблюдать шаббат и кашрут что-то меня не прет, прикладывать усилия и терпеть неудобства ради того, чтобы соблюдать, что-то нет внутреннего желания. При том, что моя жена соблюдает кашрут и шаббат, и я, наверно, довольно легко мог бы установить дома соответствующие принципы жизни, но чего-то не хватает. Впрочем, по-настоящему мольться три раза в день как положено, я тоже пока не начал, для этого нужно быть в месте, где это принято.
Tags: kризис среднего возраста
Subscribe

  • (no subject)

    1) Мне кажется, что эмпатия - это умение подстраиваться под собеседника. Но многие, видимо, разделяют это. Знаю женщин, которые считали себя…

  • (no subject)

    Читаю книгу М. Р. Гинзбурга про эриксоновский гипноз (есть в сети). Это научная книга, точнее учебник (очень обстоятельный) базового курса гипноза…

  • (no subject)

    Элегуа выглядит ребенком или стариком (начало и конец) добрым или злым (красное или чернoе поле). Он дает знаки, когда не знаешь, какое решение…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments