מכל מלמדײ השכלתי (duchifat) wrote,
מכל מלמדײ השכלתי
duchifat

Category:

Латвия (конспект для себя, из Википедии) + Лудза/Ludza/Ludsen/Люцин/Лучин/Lucyn + евреи в Лудзе

К концу XII века восточные берега Балтийского моря оставались последним нехристианизированным уголком Европы. В 1193 году папа Целестин III объявил крестовый поход против прибалтийских язычников. В начале XIII века крестоносцы с Готланда и из северных частей Священной Римской империи покорили земли вдоль рек Западная Двина и Гауя. В 1201 году было основано укрепление Рига, в 1202 — образован Орден меченосцев (как ветвь ордена Тамплиеров).

Терра Мариана, Terra Mariana (в буквальном переводе с латинского — «Земля девы Марии»; в смысловом переводе — «Удел Богородицы», то есть территория, находящаяся под особым покровительством Матери Божьей) — официальное название средневековой Ливонии. 2 февраля 1207 года эта территория была объявлена княжеством в составе Священной Римской империи, а в 1215 году папа Иннокентий III провозгласил эти земли владением Святого Престола. Всё время существования средневековой Ливонии там шла постоянная борьба за власть между Церковью, Орденом, светскими немецкими феодалами и жителями ганзейских городов Рига и Ревель.

После поражения в Грюнвальской битве в 1410 году Тевтонский орден и его Орденское государство фактически были уничтожены, однако его Ливонское ландмайстерство, известное как Ливонский орден, продолжало сохранять независимое существование. Аналогом Грюнвальдской битвы для Ливонского ордена стало поражение в битве под Вилькомиром 1 сентября 1435 года. 4 декабря 1435 года Ливонским орденом, епископом Ливонии, вассалами и представителями городов было подписано соглашение о создании Ливонской конфедерации.

В 1561 году в результате Ливонской войны Терра Мариана прекратила своё существование. Её северная часть отошла Швеции, и там было образовано Эстляндское герцогство, а южная часть вошла в состав Великого княжества Литовского (впоследствии — Речи Посполитой), разделившись на Задвинское герцогство и герцогоство Курляндское и Семигальское. Остров Сааремаа стал частью Дании.

Одним из решающих факторов падения Ливонского ордена стала Реформация. Орден подчинялся главе Римской католической церкви, однако большинство его членов были немцы, которые воодушевились проповедью своего земляка Лютера. С переходом рыцарей в лютеранство смысл существования ордена был потерян.


Одновременно Польша заявила о себе как о бастионе Контрреформации и католицизма. Протектором лютеран объявил себя шведский король. Таким образом Контрреформация в Латвии вылилась в польско-шведское противостояние, достигшее своего апогея в Польско-шведской войне (1617—1629). В результате войны территория Латвии была поделена между двумя странами: Рига стала шведской, а Курляндия, Земгалия и Латгалия остались за Речью Посполитой.

Конец противостоянию положил приход третьей силы — Российской империи, которая во время Северной войны заняла территорию Эстонии и Ливонии в 1710 году и в 1721 году выкупила по Ништадскому мирному договору часть территории современной Латвии принадлежавшую Швеции, включая Ригу.
--------------------------------------------------------------------------

Лу́дза (латыш. и латг. Звук Ludza), до 1920 года Люцин (польск. Lucyn) — город на востоке Латвии, в Латгалии. Административный центр Лудзенского края. Официальная версия о первом упоминании Лудзы в письменных источниках основана на идентификации русским историком Н. М. Карамзиным в его сочинении «История государства Российского» современного ему города Люцин как Лючин, упомянутый в Ипатьевской летописи под 1174 годом (6681 год от «сотворения мира») в связи с рождением в нём у князя Рюрика Ростиславовича сына Михаила. По поводу его рождения город был дан сыну в вотчину и построена церковь Св. Михаила. В этом же сочинении Карамзин противоречит самому себе, упоминая Лучин как город в Смоленском княжестве.

В мае 1237 года во временной резиденции папы Григория IX в итальянском городе Вите́рбо произошло слияние потерпевшего поражение в битве при Сауле 22 сентября 1236 года Ордена меченосцев и Тевтонского ордена. Возникшее в Ливонии ландмейстерство Тевтонского ордена (в русской историографии более известное как Ливонский орден) завершило в XIII веке завоевание территории Лотыголы (рус. Лотыгольская земля, латыш. Lotigola, латг. Lotygola), постройкой орденских замков. Время постройки Лудзенского замка доподлинно неизвестно. Наиболее поздней возможной датой возведения, основанной на вытеснении кирпичом камня как основного строительного материала, называется 1399 год (ландмейстером Веннемаром фон Брюггенеем, нем. Wennemar von Brüggenei).

После создания в 1435 году Ливонской Конфедерации (как результата поражения Ливонского ордена 1сентября 1435 года в битве под Вилькомиром), включавшей в себя Ливонский орден, Рижское архиепископство, Дерптское, Эзель-Виккское и Курляндское епископства, Люцин остался во владении Ордена вплоть до его ликвидации в 1561 году.

В 1481 году войска Великого князя Московского Ивана III Васильевича (Ивана Великого) вторглись в Ливонию в ответ на осаду годом ранее Ливонским орденом Пскова. Люцинский замок был разрушен. Лишь в 1525 году, ввиду нормализации отношений, Ордену удалось его восстановить. Однако, в 1552 году замок вновь был разрушен русскими под предводительством воеводы, князя Григория Ивановича Тёмкина — Ростовского.

В 1566 году на этой территории было образовано Задвинское герцогство (польск. Księstwo Inflanckie), до заключения Люблинской унии (польск. Unia lubelska) в 1569 году бывшее провинцией Великого княжества Литовского, а после образования Речи Посполитой (Королевства Польского и Великого княжества Литовского, польск. Królestwo Polskie i Wielkie Księstwo Litewskie) — под совместным управлением Польши и Литвы. Немецкий Ludsen сменил название на польский Lucyn.

В ходе Ливонской войны в Люцин прибыл польский король Стефан Баторий (венг. István Báthory, польск. Stefan Batory). Он приказывает замок укрепить и разместить в нём тысячный гарнизон.

В июле (по другим данным — в августе) 1577 года Люцин (русские называли город Лужа) без боя заняли войска под личным командованием Иоанна IV Грозного.

После заключения Ям-Запольского мира Люцин стал частью созданного Речью Посполитой Венденского воеводства (польск. Województwo wendeńskie), фактически прекратившего своё существование к 1620 году вследствие поражения Польши в войне со Швецией в 1600—1629 годах. В 1629 году сохранённая за Речью Посполитой территория Венденского воеводства получила название Инфлянского воеводства (польск. Województwo inflanckie), или Польских Инфлянт (польск. Inflanty Polskie), территория которого делилась на пять трактов (польск. trakt): Динабургский, Режицкий, Мариенхауский, Пилтинский и Люцинский (польск. trakt lucyński) с центром в Люцине.

В 1784 году к городу было приписано 1491 жителей (803 мужчины и 688 женщин). Из них 981 были евреями (65,8 % численности населения города). Вступивший на престол в ноябре 1796 г. Император Всероссийский Павел I Именным указом от 12 декабря 1796 г., данным Сенату "О новом разделении Государства на губернии", объявил о создании Белорусской губернии, частью которой стал Люцинский уезд.[19][20]

Указом Правительствующего сената Российской империи от 27 февраля 1802 года "Об учреждении губерний Малороссийских: Черниговской и Полтавской и Белорусских: Могилёвской и Витебской" подписанным императором и самодержцем Всероссийским Александром I Павловичем Благословенным Люцинский уезд стал частью Витебской губернии.[21]

В 1833 году на втором этаже присутственного корпуса управления уездного начальства во временной церкви начал действовать постоянный православный приход Люцина с 496-ю прихожанами.

В 1864 году в Люцине было 3530 жителей, принадлежавших к следующим религиозным конфессиям: 1200 католиков, 37 протестантов, 54 старообрядца, 416 православных и 1778 иудеев. В 1883 году люцинским евреем Хаимом Суэром был открыт первый в Люцине книжный магазин, при котором в 1884 году открылась первая люцинская библиотека, в 1888 году насчитывавшая в своих фондах 1116 книг при 44 читателях, из них 38 были мужчинами и 6 женщинами.

По данным 1887 года в Люцине было 5460 жителей обоего пола, численность которых по сословиям была следующей: 4466 мещан (2177 мужчин и 2289 женщин), 586 лиц военного звания (298 мужчин и 297 женщин), 143 крестьянина (73 мужчины и 70 женщин), 95 купцов (45 мужчин и 50 женщин), 126 дворян (69 мужчин и 57 женщин), 11 лиц православного духовенства (5 мужчин и 6 женщин), 2 лица римско-католического духовенства, 2 еврейских священнослужителя, 7 иностранных граждан (5 мужчин и 2 женщины). Среди них было 13 почётных граждан (6 мужчин и 7 женщин). По вероисповеданию более всего было иудеев — 2,403 (1,201 мужчин и 1,202 женщины), 1,913 католиков (988 мужчин и 925 женщин), 1,006 православных (529 мужчин и 477 женщин), 111 раскольников (56 мужчин и 55 женщин) и 27 лютеран (16 мужчин и 11 женщин).

По данным Первой Всеобщей переписи населения Российской империи 1897 года в Люцине проживало 5140 жителей (2426 мужчин и 2714 женщин), в том числе евреи — 2 801, белорусы — 1 151, русские — 678, латыши- 237, поляки — 228[6].
Читать целиком статью в русской википедии http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D1%83%D0%B4%D0%B7%D0%B0

Latgalia

The Jews of Latgalia, the southwestern part of Latvia, developed along the same lines as the Jews of Lithuanian-Byelorussian region and the Polish kingdoms. Poland took over Latgalia in 1561, maintaining control until 1772. Jews began to arrive in Latgalia in the early 17 th century after severe pogroms in Poland from 1605 to 1639, and in the Ukraine and Byelorussia from 1648 to 1653. These refugees were Yiddish-speaking Orthodox Jews. Toward the end of the Polish rule, in 1766, some 2,996 Jews lived in Latgalia.

Latgalia came under Russian control after the First Partition of Poland in 1772. At the time, 5,000 Jews lived there, but by 1784, the number had been reduced to 3,700. Latgalia was divided in 1802, when the Vitebsk region became part of the Pale of Settlement. Jews were forced to leave rural areas and resettle in cities or small towns (shtetlach), where they faced double taxation.

The traditional Yiddish Jewish community, along with the rest of Latgalia, was very poor, owing to its location in the interior of Latvia, on the Russian border. Despite this, there was a significant amount of Jewish activity, and, by 1847, the population had grown to 11,000. The community followed Eastern European Orthodoxy tradition and were not as influenced by hashkala as the rest of the country was.
Subscribe

  • (no subject)

    Согласно Карлу Юнгу, есть вертикальные причинные связи между событиями и есть горизонтальные - синхроничность. (Единственное, увлекаться поиском…

  • (no subject)

    Читаю вот этот странный сайт https://kniganews.org нигде не написано, кто автор. Явно человек хорошо понимаюший проблемы современной физики. Кто…

  • (no subject)

    Немного эзотерики в ленту. Если вы интересуетесь юнговской синхронией (это я тут с одной знакомой преподавательницей танцев из Питера обсуждал), то…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments