מכל מלמדײ השכלתי (duchifat) wrote,
מכל מלמדײ השכלתי
duchifat

Categories:

"Лучшие умы современности ломали голову над этой загадкой..." :)

http://news.jeps.ru/novosti/evrejskaya-naxodka-v-lesax-lenoblasti.html

Еврейская находка в лесах Ленобласти

Удивительную находку сделали слушательницы курсов иврита при Синагоге – Наталия Давидович и ее дочь Яна. Гуляя по глухому лесу в Ленобласти, близ станции Горьковская, они обнаружили деревянную доску с изображением меноры, сплошь исписанную на иврите.

деревянная доска– На самом деле, доску нашли даже не мы, а наша подруга. Дело было 3 года назад, она решила, что надпись на армянском языке. На днях, находясь у нее в гостях, мы вместе отправились посмотреть эту странную достопримечательность. Каково же было наше изумление, когда мы увидели, что это за «армянский»! Мы ведь изучаем иврит в Синагоге, и потому сразу поняли: буквы-то еврейские… Доска установлена в самой гуще леса, вкопана в землю и прислонена к елке. Если не знать место, ни за что не найдешь – издали доска выглядит, как обыкновенная коряга.

Наталия и Яна сфотографировали доску и весь следующий день провели в Интернете. Перелопатив множество материалов, они пришли к выводу: это – надгробие. Но почему – на деревянной доске? Почему – посреди глухого леса? Да и полузатертую надпись прочитать никак не получалось… За разъяснением мать и дочь обратились в Синагогу.

– Безусловно, это надгробие, – подтвердил сотрудникам Синагоги руководитель «Петербургской иудаики» д-р Валерий Дымшиц. – Здесь есть видимые элементы структуры: аббревиатура пей-нун (по никбар – здесь покоится) наверху доски, элогия – аббревиатура слов «Да будет душа ее завязана в узел жизни» внизу. В принципе, в самих по себе деревянных надгробиях ничего необычайного деревянная досканет. Такие надгробия испокон веков ставили в местностях, где нет известняка. Например, в Белоруссии, где единственный доступный камень – гранит, который невозможно обрабатывать кустарно, все надгробия примерно до начала 20 в. были деревянными.

Чтобы расшифровать надпись более детально, Валерий Дымшиц в свою очередь обратился к специалисту по еврейским эпитафиям Михаилу Носоновскому. Вот его расшифровка (пояснения приведены курсивом):

«Здесь находится могила женщины скромной и благочестивой, г-жи (имя неразборчиво, похоже на Фейга) бат р. (имя неразборчиво, похоже на Шолом), что ушла путем всей земли (библейское выражение, означающее «умерла») 2 числа месяца тевет года тав-рейш-айн (январь 1910 г.). Пусть душа ее будет завязана в узел жизни!

деревянная доска– Горьковское (Мустамяки) в начале XX в. было популярным дачным местом, – говорит д-р Валерий Дымшиц. – Там отдыхал Горький (отсюда и название). Отдыхали там и различные еврейские деятели, например, С. М. Дубнов. Вопрос в том, почему эту женщину захоронили в лесу, а не отвезли в Петербург или Выборг, где также было большое еврейское кладбище? История в высшей степени загадочная. Надгробие по форме, надписи и декору абсолютно традиционное. Гораздо более традиционное и «местечковое», чем, к примеру, на Еврейском кладбище в Петербурге, где мы ни увидим ни деревянных надгробий, ни подобных орнаментов в народном духе. Такое ощущение, что эта доска каким-то волшебством была перенесена в Ленобласть из маленького белорусского местечка! Все это необычайно интересно, этот сюжет необходимо расследовать дальше – поднять архивы Мустамяки, осмотреть само место…

Мы будем держать наших читателей в курсе новостей. Между тем, Наталия и Яна выражают благодарность преподавателю курсов иврита при Синагоге Норе Черкасской, чьи уроки помогли им правильно понять суть и статус этой замечательной находки.


А вот что пишет Саша Жмудь, сын жены Семена Якирсона:
"...Когда-то давно, в 2007 или 2008 году, Семен Мордухович открывал еврейскую экспозицию в Российском этнографическом музее. Через некоторое время его знакомый сообщил ему, что на кладбище в Белоруссии, которым он сейчас занимается, валяются сваленные в кучу деревянные мацевы (еврейские надгробия) и что он может доставить С.М. одну из них для музея. С.М. с радостью согласился, деревянная мацева была доставлена для фондов РЭМа и отправлена в руки реставраторов. Через полгода от реставраторов пришло неожиданное заключение - дерево поражено болезнью, выставлять его в экспозиции или даже принять в фонды опасно и невозможно. С.М. остался на руках с деревянным надгробием. С.М., как человек глубоко атеистичный, решил,что деревянной доске место в лесу. Он привез ее в Горьковское, где я и пишу эти строки, отнес в лес, прислонил к елке и забыл про нее на долгие годы.

Спустя семь лет еврейскую общину Петербурга взбудоражило необычайное известие: "Удивительную находку сделали слушательницы курсов иврита при Синагоге – Наталия Давидович и ее дочь Яна. Гуляя по глухому лесу в Ленобласти, близ станции Горьковская, они обнаружили деревянную доску с изображением меноры, сплошь исписанную на иврите." Над разгадкой тайны удивительной находки ломали голову лучшие умы современности."
Subscribe

  • (no subject)

    Путин нахамил Байдену (или какому-то журналисту?), процитировав слова Остапа Бендера "обращайтесь во Всемирную лигу сексуальных реформ". Это в ответ…

  • The Peril of Politicizing Science

    Насчет статьи химика Крыловой, американского профессора донецко-московско-иерусалимского розлива, не могу понять, почему так много людей жалуется на…

  • (no subject)

    В молодости (ну, лет в 35) я думал, что с возрастом меня все больше будет интересовать религия, со временем стану религиозным. Еще я думал, что…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments