מכל מלמדײ השכלתי (duchifat) wrote,
מכל מלמדײ השכלתי
duchifat

Categories:

Моя лекция про жанр еврейской эпитафии


Моя лекция про жанр еврейской эпитафии на древнееврейском языке. Можно было бы без изображения (выгляжу в этом ракурсе, по-моeму, ужасно мешковато -- а в реале я красивый!). :) Все равно никто не станет, конечно, это смотреть (лекция длиной час), но лекция оригинальная, и никто больше этого не расскажет. Со стороны вижу, что хотя говорю я прилично, но следить довольно сложно, поскольку, в отличие от письменного текста, делящегося на секции и параграфы, в лекции (особенно в такой на свежем воздухе - без доски и без слайдов) трудно понять структуру и потому трудно понять аргументацию.

Вот примерный пересказ содержания похожей моей лекции:
http://duchifat.livejournal.com/1436275.html
Мои тезисы, кратко, излагая полуторaчасовую лекцию в нескольких строках:

1. Еврейские эпитафии выражаюит идею связи между "священным" миром Писания и еврейских текстов и миром повседневной жизни местечка или общины. Это можно проследить на нескольких уровнях.

2. На уровне структуры надписи, эпитафия включает указание на место ("Здесь покоится"), время (дату) и имя, таким образом привязывая человека к "системе координат". Эта структура связана с функциональностью эпитафии: эпитафия-маркер, эпитафия-молитва, эпитафия-восхваление и эпитафия-поучение. Эпитафия безлична (как правило, не имеет рассказчика, от лица которого написана, вроде родственника или самого умершего). Она не обращена ни земному читателю, а к вечности. Эпитафия выступает свидетельством в пользу погребенного в Небесном суде и способствует установлению его связи с совокупностью душ всех людей (=Узел Жизни = Престол Славы).

3. Использование библейских цитат также подчеркивает связь ситуации с описанным в Библии (например, конкретная Мирьям из Бучача похожа на библейскую Мирьям - это подчеркивает цитирование). Хотя цитирование опосредованно, через ряд слоев раввинистической литературы.

4. На уровне языка, мы имеем дело с иврит-идишским двуязычием. Которое само является заменой иврит-арамейского двуязычия, представляющего триаду (иврит-арамейский-70 языков народов мира), в которой средний элемент (язык Таргума) крайне важен. Он, не будучи полноценным языком, создает возможность динамики (перевода), динамического исправления мира (параллелен разным каббалистичеким триадам, святое-клиппат ногах-ситра ахра), перевод аналогичен распространению святости в профанном мире. Идеальный мир (где все окончательно переведено) это мир Таргума. И т.д. (ну, я же тезисно излагаю, там больше всего - про свободу воли и ангелов, не понимающих арамейского). В идише и в эпитафиях мы имеем дело с переключением орфографии между библейской консонантной и профанной фонетической, в зависимости от того, идет ли речь о реалиях книжного или повседневного мира. Часто они связываются посредством сопоставления в эпитафии.

5. Эпитафии занимают промежуточное положение между "высокой" / авторской / санкционированной религией литературой и народной литературой / религией.
Subscribe

  • питерские наблюдения

    1) В районе Пяти углов, наверно, штук 50 разных ресторанов. Среди них - израильский Бе-кицер (мне там ожидаемо не понравилось). Еще есть бар "Цыгане…

  • Pierce’s Abduction of Science: Is Anti-Intellectualism of American Universities Rooted in Pragmatism

    Пишу злобную анти-американскую статью про измерение науки деньгами. Выложу-ка сюда кусок черновика, может, у кого какие замечания? Я, в частности,…

  • (no subject)

    На мой взгляд (это я все про трактат Аркадьева думаю), бесконечность возникает не в языке (с его потенциальной возможностью бесконечной рекурсии) а…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments

  • питерские наблюдения

    1) В районе Пяти углов, наверно, штук 50 разных ресторанов. Среди них - израильский Бе-кицер (мне там ожидаемо не понравилось). Еще есть бар "Цыгане…

  • Pierce’s Abduction of Science: Is Anti-Intellectualism of American Universities Rooted in Pragmatism

    Пишу злобную анти-американскую статью про измерение науки деньгами. Выложу-ка сюда кусок черновика, может, у кого какие замечания? Я, в частности,…

  • (no subject)

    На мой взгляд (это я все про трактат Аркадьева думаю), бесконечность возникает не в языке (с его потенциальной возможностью бесконечной рекурсии) а…