מכל מלמדײ השכלתי (duchifat) wrote,
מכל מלמדײ השכלתי
duchifat

Эссе Эдуарда Бормашенко

Эссе Эдуарда Бормашенко о противопоставлении истины и смысла и ответ Александрa Воронеля в журнале "22"

"Ответ на вопрос “зачем” предполагает некое знание о будущем. Толстовский помещик ехал себе покупать землицу, округляя состояние и предполагая оставить наследникам, и тут-то его догнал ужас бессмысленности жизни. Ну, куплю я еще столько-то десятин, ну и что? Ну, напишу я, Эдуард Бормашенко, еще дюжину статей по физике, ну и что? Без них от науки не убудет, а будущее скрыто от нас непроницаемым мраком, так зачем же стараться-трепыхаться? Если бы герой “Записок сумасшедшего” прикупил-таки себе N десятин чернозему, так вскорости на них бы разместился колхоз имени Троцкого; а статьи мои уже через пяток лет запылятся в электронных архивах, забытые и никому ненужные.

Будущее всегда было от нас скрыто, но сегодня застилающий его туман сгустился. Если двести лет назад человек мог сделать разумные предположения о том, как и где его похоронят, как будут жить его внуки, что они будут читать написанные им книги, то сегодня это совершенно неочевидно. Характерное время происходящих вокруг нас изменений, именуемых вкратце прогрессом, стало меньше срока человеческой жизни. Обозримое будущее исчезло. Это значит, что будущее непредставимо, внятного ответа на вопрос “зачем” нет, и из жизни испарился смысл.

Толстой остро чувствовал, что из жизни вытек смысл, и попытался заместить его истиной, просвещенческой истиной, ухитрившись и Священное Писание переписать, очистив от чудес. А вне чуда смысл – невозможен, смысл вырастает из чуда.

Просвещение освободило людей от тяжелого труда, подарило им свободное время, и они начали со скуки колоться наркотиками. Накормило голодных – расплодились паразиты, с наслаждением живущие на пособие и Просвещение презирающие. И мы вовсе не гарантированы от того, что не выпустим из наших лабораторий супервирус, который покончит и с человечеством и с его проблемами.

Проект Просвещения, стартовавший с Декартова “Рассуждения о методе”, поставив на ясную, прозрачную для разума истину, сегодня, на пике своего успеха – убил смысл. В этом главная проблема нашего времени, во всяком случае, для слоя, именующего себя интеллигенцией. Сложить ладную мозаику не царапающих друг друга истин и смыслов не удается.

Человек лихо устраивающийся, умело обыгрывающий сложившиеся факты – юркий удачник, человек, действующий не по обстоятельствам, – личность. Смысл возникает только там, где есть личность. Превратив науку в массовое ремесло, сделав производство знания профессией, Просвещение отделило познание от смысла."

http://www.sunround.com/club/22/22_173_bormash.htm

ответ Воронеля:
" От прошлого остается нам только то, что так или иначе записано. И, конечно, имена Ньютона и Лейбница вписаны в историю культуры ПЕТИТОМ. А про «ученый скот», который присутствовал в роли сочувственной или возмущенной аудитории, не осталось в истории никаких записей.

Религиозная натура ищет в наличной действительности Богоявления, и я думаю в конце концов находит. Хотя жизнь одного человека и коротка в сравнении с большими историческими сдвигами, но все же нам удалось дожить до создания государства Израиль, и мы стали свидетелями частичного разрушения «Империи Зла». Трудно было бы Аверинцеву или Бормашенко прямо отрицать значимость этих событий. Они несомненно много ЗНАЧИЛИ и в том сокровенном СМЫСЛЕ, которого так ждали от действительности эти люди и десятки тысяч других. Просто оба – и Сергей Сергеевич, и Эдуард жаждут чуда каждый день. Но это дается только тем, кто видит чудо и в медленном движении улитки. Недаром Эдуард пишет, что «вне чуда смысл – невозможен, смысл вырастает из чуда.» Такое чудо, как построение глобальной модели Космоса Ньютоном или образование государства Израиль каждый день не случается.

И Ньютон, и Лейбниц работали не в вакууме – они были окружены учеными невеждами и высокопоставленными неучами не в меньшей степени, чем мы с Бормашенко и Аверинцевым.

И, кстати, их «богослужебная» деятельность не помешала им потом склочничать из-за приоритетов. Так что, мухи – отдельно, а котлеты отдельно. Ничто человеческое было им не чуждо, как и сегодня. Нет оснований думать, что раньше обстановка для работы (или богослужебной деятельности) была благоприятней.

«Просвещение освободило людей от тяжелого труда, подарило им свободное время, и они начали со скуки колоться наркотиками.» – Ну, не все же, в самом деле! – «Накормило голодных – расплодились паразиты…» – все же голодных, кажется, было больше, чем паразитов. Просвещение несомненно улучшило жизнь людей, но можно ли было ожидать, что оно улучшит самих людей? На это не смеет рассчитывать никто из смертных… Люди обжили новые дома – и завелись клопы… На то и дано нам Второе Начало Термодинамики. "

http://www.sunround.com/club/22/22_173_avoronel.htm
Subscribe

  • (no subject)

    Некоторые френды и нефренды интересуются, получил ли я предложение работы из Израиля и собираюсь ли все-таки туда переезжать? Думаю, будет уместно…

  • (no subject)

    В американских университетах на отделениях инженерных и прикладных наук профессорско-преподавательский состав (faculty) нанимают на работу из…

  • около-ариэльские разговоры

    Поскольку на бирже последние дни все очень скучно, и поскольку замечательный ЭБ из Ариэля несколько встревожил меня вопросом, собираюсь ли я все же в…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments