מכל מלמדײ השכלתי (duchifat) wrote,
מכל מלמדײ השכלתי
duchifat

Дворкин о философии диалога

Я тут прочитал материал Ильи Дворкина, вывешенный к его курсу онлайн-лекций о "философии диалога", а конкретно, вот эту статью. Там, если искать суть дела, то я ее понял так. В кантовской философии (точнее, онтологии) предметы выступают сразу в двух качествах, как "вещи в себе" и "вещи для нас" одновременно. Это некое существенное отличие от прежней аристотеле-платоновской философии. Многие хотели бы отрицать существование вещей в себе, но продуктивно именно представление об одновременном наличии двух граней -- сущности и явления.

В философии диалога вещи существуют тоже в двух аспектах, но совсем других: то, что мы узнаем о предмете непосредственно, и то, что мы узнаем о нем от других людей. Последнее звучит на первый взгляд тривиально, но на деле это не так, потому что помимо привычных "субъекта" ("я") и "объекта" ("оно") подразумевает существование третьей сущности, "другого" (или "Ты"), который в определенном смысле аналогичен "мне". Cуществование "другого" крайне принципиально. На практике это означает, например, что какие-то вещи мы знаем из собственного опыта, а какие-то знаем от других людей. И наша система понятий и язык принципиально заточены под взаимодействие этих двух типов отношений. Ну и заодно дают нам возможность для рефлексии (возможность увидеть свое отражение в Другом), всяческой рекурсии, и вообще делают человека человеком (как известно, и язык и сознание возникают там, где возникает рекурсия). Это я для себя так интерпретировал, Дворкин такого не говорит.
Subscribe

  • питерские наблюдения

    1) В районе Пяти углов, наверно, штук 50 разных ресторанов. Среди них - израильский Бе-кицер (мне там ожидаемо не понравилось). Еще есть бар "Цыгане…

  • Pierce’s Abduction of Science: Is Anti-Intellectualism of American Universities Rooted in Pragmatism

    Пишу злобную анти-американскую статью про измерение науки деньгами. Выложу-ка сюда кусок черновика, может, у кого какие замечания? Я, в частности,…

  • (no subject)

    На мой взгляд (это я все про трактат Аркадьева думаю), бесконечность возникает не в языке (с его потенциальной возможностью бесконечной рекурсии) а…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments