מכל מלמדײ השכלתי (duchifat) wrote,
מכל מלמדײ השכלתי
duchifat

Categories:

карнавал и равенство

Я совершенно ничего не понимаю во французских юмористических журналах и карикатурах, и они мне неинтересны. Был несказанно удивлен, что русскоязычная публика умудряется затеять ожесточенные дискуссии по следам устроенного арабами недавного теракта в Париже. Bроде бы все ясно - о чем тут вообще спорить? Ho oдни кричат: "карнавал, Бахтин, основа европейской культуры!", другие -- "нечего практиковать свободу слова за чужой счет!", третьи "за кого боролись, от тех и получили!".

Зато вот какой замечательный текст М. Яглома нашелся в Фейсбуке:

"Не удержался, выношу из комментов, да еще и с дополнениями. Реакция многих русскопишущих на убийство насмешников зачастую ужасает. Хотел было написать: "не меньше самого убийства", но осекся - все же злодеяние всегда хуже самых абсурдных и злобных мыслей и слов. О официально-народной российской позиции - сами, мол, виноваты, нечего оскорблять чувства верующих, и вообще, жизнь дороже свободы слова - сказали уже все, что можно сказали. Другое дело - достопочтенные достокошерные евреи, в том числе и мои друзья, поначалу осудившие акт террора, которые вдруг с ужасом обнаружили, что убитые издевались не только над "ними", но и над "нами". Они пришли к выводу, что жертвы - тоже гады, а убийцы, похоже, орудие Божьего возмездия, хотя и кривое какое-то. Мне кажется, что русско-еврейская реакция не менее разрушительна, чем просто русская.

Во-первых, Тора запрещает убийство, кроме как на войне и по суду, но даже для величайшего из судов, Сангедрина, смертная казнь была чем-то из ряда вон выходящим.

Во-вторых - нельзя убивать шутов. Никогда. Ни при каких обстоятельствах. Комментаторы Зогара объясняют, что Всевышний помиловал царя Давида, который заслуживал смертного приговора, лишь когда тот напомнил, что он Божий шут, а на шутов даже Сам Творец не обижается.

А в третьих, рассуждающий так еврей сам лишает себя места, если не Мире грядущем, то в этом мире - точно. Карнавал - это основа всей западной пост-европейской цивилизации, единственной, предполагающей равноправное сосуществование меньшинств с разными, зачастую противоположными взглядами. Серьезность же для равноправия убийственна - защитники чести пророка в этой ситуации как раз и были убийственно серьезны. Тотальное осмеяние всего и всех позволяет человечеству примириться, в том числе, и с существованием евреев и Израиля, поддержка же палестинского дела - следствие безмерной серьезности европейских левых. К сожалению, и пост-европейский мир, похоже, подходит к концу, о чем свидетельствует изобилие табуированых тем. Власти, негры, гомосексуалисты, евреи, мусульмане равны только в карнавальном кружении, в противном случае - каждый должен знать свое место.

Даже над Холокостом необходимо смеяться - иначе невозможно жить дальше. Это не я придумал, так в те самые годы писал р. Калонимус-Калман Шапиро, "Святой огонь", ребе Варшавского гетто. Так что "гады и враги", убитые за право на смех - лучшие наши друзья, даже если сами они так не считали.

А когда к штыку приравнивают перо и законодательно определяют, над чем смеяться дозволено, а над чем нет - карнавал превращается в пляску смерти и появляются нацистские или советские карикатуры, ни в коем случае не шуточки и смехуечки, а графически отображенная истина последней инстанции.

В подтверждение вышесказанного можно привести множество цитат из из святых и не очень святых книг, но я ограничусь лишь одной историей из Талмуда (Таанит, 22а):

Рав Брока Хузистанский стоял на базаре в Бей-Лефете, а с ним был пророк Элияѓу. Спросил его [рав Брока]:
– Есть ли здесь те, кто принадлежит Миру грядущему?
– Нет, – ответил пророк. (…)
Тем временем появились [на базаре] еще двое. Сказал [пророк Элияѓу]:
– И эти принадлежат Миру грядущему!
Подошел [рав Брока] к ним и спросил:
– Каковы дела ваши?
– Мы шуты, когда видим падшего духом, своими шутками развлекаем мы его. И еще: когда мы видим, как двое ссорятся, стараемся их помирить."


Ссылка подлинная, http://www.on1foot.org/text/babyloniantalmud-taanit-22a
Для ценителей халдейско-арамейского языка, вот оригинал:

רבי ברוקא חוזאה הוה שכיח בשוקא דבי לפט, הוה שכיח אליהו גביה,
אמר ליה: איכא בהאי שוקא בר עלמא דאתי?
- אמר ליה: לא.
אדהכי והכי אתו הנך תרי אתי.
אמר ליה: הנך נמי בני עלמא דאתי נינהו. אזל לגבייהו. אמר להו: מאי עובדייכו? - אמרו ליה: אינשי בדוחי אנן, מבדחינן עציבי. אי נמי, כי חזינן בי תרי דאית להו תיגרא בהדייהו - טרחינן ועבדינן להו שלמא.



Единственное, по-моему, у нас тут уже не карнавальное равноправие раз в год, а непрерывный карнавал-паноптикум-абсурдизм, когда все мнения равны, и ничто на имеет смысла, a шута не отличить от не-шута. Когда научные достижения можно измерять хоть потраченными деньгами, хоть съеденными гамбургерами. Kогда мнение специалиста равноценно мнению болтуна из ЖЖ, а истинность чего-либо определяется лайками в фейсбуке на айфоне (ну и т.д., мне лень повторять всем известную мантру).
Subscribe

  • (no subject)

    Читаю книгу М. Р. Гинзбурга про эриксоновский гипноз (есть в сети). Это научная книга, точнее учебник (очень обстоятельный) базового курса гипноза…

  • (no subject)

    Элегуа выглядит ребенком или стариком (начало и конец) добрым или злым (красное или чернoе поле). Он дает знаки, когда не знаешь, какое решение…

  • Альмахтикер, эфн ди тир!

    There is no spoon, Neo!

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments