מכל מלמדײ השכלתי (duchifat) wrote,
מכל מלמדײ השכלתי
duchifat

Categories:

анти-гуманитарное

Посетил в нашем университете лекцию философини из Денвера по еврейской философии, вот эту. Правда, вместо заявленной темы "Leaving Levinas: Jewish Theologies of Anxiety and Impossibility in Levinas and Derrida" было Paradox of Justice у Левинаса. Остался в недоумении о предмете философии. Полуторочасовая лекция, по-моему, сводилась к двум мыслям, каждую из которых можно изложить одним предложением:
1. Под "этикой" Левинас понимает не систему правил поведения, а некую концепцию, через которую определяется свобода воли и субъект вообще, с использованием понятия "ответственность перед Другим".
2. Парадокс состоит в том, что справедливость -- личная / индивидуальная, а система юстиции -- отстраненная и формальная.

Второе это как сказать, что парадокс любой правовой системы состоит в том, что она безлична, а значит - нeсправедлива. Капитан Очевидность, короче. Никакой попытки изучения текстов, фактического субстанционального материала нет, только размышления автора. Но все это с разными замысловатыми словами вроде self-ness, phenomenology of justice и упоминаниями Хайдегера и холокоста и метафорами вроде "лицо это Не убий" ("Face means Thou shalt not kill").

Зато автор бойко сходу может ответить на замысловатый вопрос. Например, какая-то местная старушка-философиня ее брезгливо спросила: "Так в чем же вы усматриваете напряжение между гармонией и диссонансом?" (Ни слово "гармoния", ни слово "диссонанс" в лекции не звучали.) Лекторша, не моргнув глазом, ответила: "В межличностных отношениях? Дело в том, что ... бла-бла-бла".

Вот я бы так не мог, если бы мне задали такой вопрос. Я бы полчаса смотрел на спрашивающего как баран. Потом бы долго выяснял разные определения "гармонии", "напряжения" и "диссонанса", чтобы понять, о чем меня спрашивают. Потом бы начал переспрашивать и просить уточнить вопрос, приведя конкретные примеры. Потом сказал бы, что не знаю ответа.

ЧуднЫе они люди, философы и беспредметные гуманитарии. Разумеется, к тем, кто изучает конкретный мaтериал, вроде корпусов текстов, или законов языка, или архивных источников, это не относится. :)
Subscribe

  • (no subject)

    На мой взгляд (это я все про трактат Аркадьева думаю), бесконечность возникает не в языке (с его потенциальной возможностью бесконечной рекурсии) а…

  • (no subject)

    Сформулирую все-таки мнение о трактате Аркадьева. Он заявляет, что сущность человека состоит "в конфликте между языком и доязыковой тенью…

  • (no subject)

    Еще оттуда же (длинное). Влияние аналитической философии и вторичность (например, по отношению к тому же Лакоффу) детектед. Но вот что музыковед…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment