מכל מלמדײ השכלתי (duchifat) wrote,
מכל מלמדײ השכלתי
duchifat

о вечной эмигрантской дискуссии

По дискуссиям в ЖЖ, да и в реале, известно, что многие эмигранты, уехавшие до демократических реформ 1992 года в России, относятся к эмиграции совсем иначе, чем те, кто уехал позже. Я бы сказал, что некоторые темы и идеи для них - табу. Например, когда я уезжал в 1997 году из Питера в Бостон, я относился к переезду прежде всего как к переездy в другой город. Сложно, тяжело, но интересы работы/учебы требуют, а со временем глядишь, попривыкнешь, и на новом месте хорошо станет. Примерно так же я относился и к переезду из Бостона в Огайо, из Огайо в Нью-Йорк и Вашингтон. Ну вот сейчас я в Мэриленде, потому что сюда позвали, предложили работать, никого тут у меня нет, ничем мне этот Мэриленд сам по себе не интереснее, чем, например, Массачусеттс или Онтарио какое-нибудь. Кончится работа, исчезнет причина, по которой я приехал, вполне возможно, что уеду. Никакого идеологического мессиджа мое здесь пребываниe не несет, ну кроме того, что безработным быть плохо и что для для меня работать важнее, чем жить с семьей. Примерно так же и с изначельным переездом из Питера в Бостон, конечно, тогда это было первый раз и более громоздко (на самолете а не на машине). Ну переезд и переезд, какая разница, где сидеть и читать те же сайты на интернетe?

Для многих же более старых эмигрантов мысль о том, что кто-то при определенных обстоятельствах может вернуться в Россию, кажется невероятной и чуть ли не кощунственной, а факт эмиграция -- не просто переезд, а акция, имеющая некий сакральный статус.

Прочитав это, можно подумaть, что я какой-то патриот России, вовсе нет. Политически я крайне про-американски настроен (и в России быть проамерикански настроенным, кстати, было проще) и не питаю иллюзий (это еще очeнь мягко сказано) по отношению к России и успеху демократических реформ там, с которых я начал разговор. Но вот предательством отъезд туда не считаю. У человека было что делать в Америке, он приехал. Кончилась здесь работа, там семья, он уехал, дело житейское. Чем же объяснить такое острое восприятие старыми эмигрантами всего связанного с эмиграцией и полного изменения за год-два восприятия у приехавших позднее?

Думаю, одна из главной причин - в чубайсовской приватизации. Все же иметь свою квартиру, частную собственность, это занчит много. Человек, уезжавший до 1992 г., сжигал мосты, лишался квартиры и знал, что обратной дороги нет. После приватизациии жилья человек либо оставлял квартиру и знал, что он может вернуться, или продавал и считал, что всегда сможет опять купить, если вернется. Другая причина в том, что большинствo старых эмогрантов первый раз попали за границу, когда эмигрировали. С 1990-х же годов люди в России привыкли разъезжать по заграницам, визы-паспорта-таможни-билеты полностью утратили сакральное значение, как и представление о загранице как о неком параллельном мире, "откуда не возвращаются".

Все бы это хорошо, и я мог бы самодовольно заключить на той ноте, что прежние эмигранты пережили травму эмиграции, которая после демократических реформ 1992 года перестала быть болезненной, что не нужно их расстраивать и пытаться переубедить. Но я был бы не совсем честен. Дело в том, что прежние эмигранты в основном все хорошо устроены. Многие из них легко нашли работу в тех местах, куда с нынешней точки зрения обычного человека и не подступиться. Купили дома там, где они стоят теперь миллион. Я об этом уже писал, когда был в России, со ссылкой на передачу о российских ученых за границей по НТВ: "большинство русских [нынешний эмигрантов] всю жизнь остаются на постдоковских позициях, очень мало вто пробивается на более престижные позиции... Зато сказали, что те русские, кто въехал 15 и более лет назад как беженцы, настроены гораздо оптимистичнее и устроены лучше. Причины такого феномена не были объяснены." Конечно, есть и исключения, но чаще именно так. Вместе с травмой есть и некое благословение.

Можно, конечно, сказать, что они просто приехали раньше. Но, думаю, дело не в этом, не в сроках, если человек за 10 лет не устроился, то он и за 15 скорее всего не устроится. Одна из причин, что тогда уезжали очень необычные люди. Нормальный человек никогда не бросит семью, дом, чтобы уехать в полную неизвестность, в место, где он никогда не бывал и о котором мало что знает. Это авантюризм, граничащий с безумием. В результате, старые эмигранты -- это особая выборка людей, скажем так, более гибких, легких на подъем, безшабашных. А новые гораздо ближе к средней выборке россиян (соответствующего социального и профессионального слоя). Вероятно, благодаря этому и такой результат.
Subscribe

  • (no subject)

    Согласно Карлу Юнгу, есть вертикальные причинные связи между событиями и есть горизонтальные - синхроничность. (Единственное, увлекаться поиском…

  • (no subject)

    Читаю вот этот странный сайт https://kniganews.org нигде не написано, кто автор. Явно человек хорошо понимаюший проблемы современной физики. Кто…

  • (no subject)

    Немного эзотерики в ленту. Если вы интересуетесь юнговской синхронией (это я тут с одной знакомой преподавательницей танцев из Питера обсуждал), то…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments

  • (no subject)

    Согласно Карлу Юнгу, есть вертикальные причинные связи между событиями и есть горизонтальные - синхроничность. (Единственное, увлекаться поиском…

  • (no subject)

    Читаю вот этот странный сайт https://kniganews.org нигде не написано, кто автор. Явно человек хорошо понимаюший проблемы современной физики. Кто…

  • (no subject)

    Немного эзотерики в ленту. Если вы интересуетесь юнговской синхронией (это я тут с одной знакомой преподавательницей танцев из Питера обсуждал), то…