מכל מלמדײ השכלתי (duchifat) wrote,
מכל מלמדײ השכלתי
duchifat

Categories:

евреи спорят о судьбах русского народа

На сайте Берковича любопытная дискуссия (правда, немного ни о чем) между А. Мелиховым (который "Роман с простатитом" и "Исповедь еврея") и Э. Бормашенко:

"Но вскоре после этого мне попала в руки исповедь удачника — автобиографическая повесть умного израильского писателя — путь Ниловны в революцию, то бишь путь советского еврея в Землю обетованную: студента-отличника не берут в аспирантуру, он мыкается по ухабам советского производственного бардака, достигает и там приличных высот, но среди полукриминальных кромешностей девяностых впервые в жизни попадает в царство света, порядка и вежливости — Израиль и обретает там и родину, и профессиональный успех, и даже Бога, которому он теперь и впрямь может сказать: Ты больше, чем просят, даешь. Но меня — нет, не покоробили, я и не к такому привык, — мне захотелось оградить симпатичного мне автора от той неприязни, какую почти неизбежно вызовут у русского читателя две мимоходом брошенные фразы.

Автор прощался с Россией таким примерно манером: прощай, страна, где духовность измеряется квадратными километрами! Я хотел написать ему, что духовность нигде, и в России в том числе, не измеряется материальными параметрами, но, напротив, умением пренебречь материальным ради каких-то прекрасных грез, однако сразу же представил его ответ: «Но это же шутка!»; потом представил свой ответ: «Как бы вам понравилась такая шутка: здравствуй, страна, где духовность измеряют шекелями?», — и понял, что сам принимаю столкновение интересов за столкновение мнений. И смолчал — шутки над русской духовностью задевают все-таки немногих. А вот когда он назвал жизнь в Советском Союзе жизнью в страхе и убожестве, мне уже захотелось защитить и тех моих соотечественников, чья жизнь и прежде, и теперь представляется мне красивой и значительной. Однако вступаться за русских перед евреем означало бы навлечь на себя подозрение в прислуживании «хозяевам страны» пришлось писать исключительно о себе: я не помню ни одного дня в своей жизни, проведенного в страхе и убожестве; в отчаянии — да, бывало и не раз, в убожестве никогда. Так что не будем обобщать. (Не лучше ль на себя оборотиться? Не лучше: кающийся интеллигент сменился интеллигентом бичующим.)

Милейший автор и ответил милейшим образом: я же пишу только о себе, а если у вас было иначе, пожалуйста, поделитесь опытом. Я не стал придираться, что сам он в своей повести отнюдь не выглядит перепуганным и убогим, а скорее наоборот, смелым и находчивым, — я попытался и впрямь задуматься, как же мне самому-то в советское время удавалось выстраивать экзистенциальную защиту? Впрочем, кто я такой, чтобы приводить себя в пример, может быть, я настолько жалкая и ничтожная личность, что даже и не осознавал своей забитости и убожества, — я ведь и сейчас такой раб и трус, что плохую страну, где меня не убивают, предпочитаю хорошей, где надо мной и моей семьей висит на глазах тяжелеющий дамоклов меч, и более того, плохую страну, где востребованы мои дарования, предпочитаю хорошей, где я пустое место, лузер, не владеющий языком хозяев. Так что обо мне пока забудем.
"
http://www.berkovich-zametki.com/2015/Zametki/Nomer4/Melihov1.php


Ответ ЭБ:
"Но дальше Мелихов пишет о моей книжице «Сухой Остаток» следующее (по имени меня не поминая, и провоцируя во мне мегаломанию)...

И в самом деле, арабы ничего похуже «касамов» выдумать не могут, ну так Россия им поможет. И уже полвека помогает. А я уж лучше посижу, трясясь, в Ариэле, где нас убивают, хоть час да мой, еврейский. А надо будет, шекелей, серебряников, подсоберем, чтобы выкупить Александра Мелихова, когда пробьет его российский час (не люблю пророчить, а придется: очень скоро у российских евреев настанут семь тощих лет; не поможет ни тщательное, вдохновенное вылизывание фараоновой задницы, ни присяга российской культуре). И Александру Мотелевичу сильно повезет, если русский царь снизойдет до того, чтобы взять у еврейского царского сына приличествующий мелиховской мятущейся, русско-еврейской душе выкуп.

А рыжего толстяка Карлссона ревнители русского духа запретят, как явного масона; ведь на Чебурашку уже ополчились.

В России хороши не только квадратные километры, но именно они делают Россию Россией; крымское дело обеспечило руководству тотальный, искренний «одобрямс». А вот Израиль делают Израилем отнюдь не шекели; я не видел другого такого места в мире, где так легко бы расставались с деньгами. Не попусту, конечно (здесь сто тысяч в печке смазливой содержанки не спалят), а когда они нужны больному, убогому и страждущему. Израиль умудряется бесплатно лечить не только евреев и гроша не опустивших в государственную копилку, но и истребляемых братьями арабами сирийцев.

Жаботинский велел прекратить попытки убедить мировое сообщество в том, что мы не пьем кровь христианских младенцев. Во-первых, это унизительно, мерзко, что же мы все оправдываемся? Во-вторых, все равно не поверят: ведь всем же известно, что пьем. А я вот завелся, и пытаюсь доказать, что евреи существуют, что отнюдь не шекели — их ревнивый бог. Напрасный труд. Царские сыновья и принцессы не только зашвырнули подальше свои венцы, им претит, когда они попадаются на глаза.
"
http://club.berkovich-zametki.com/?p=17096

По-моему, совершенно бредовый текст Мелихова. Ну, он случайно купил в Берлине у метро русско-еврейскую эмигрантскую газету и критикует ее, делая обобщения космического масштаба и космической глупости. За последние 10 лет я привык к тому, что такие невнятные тексты ни о чем пишут две категории авторов: (1) московские молодые люди для глянцевых московских же изданий вроде "Сноба", где платят гонорары. Бывает, что сказать нечего, внятных новых мыслей нет, а зарабатывать надо, на новый гаджет да на поездку в Гоа, вот и пишут ни о чем. (2) Пенсионеры, у которых много времени и хочется выговориться, а ясности мыслей нет и уже по возрасту не будет. Но Мелихов ни к первой ни ко второй категории не относится, не солидно как-то для него.

Я там оставил свои две копейки, коммент:

"Прочитал обе статьи по ссылке из Фейсбука, и читал замечательные мемуары Э. Бормашенко «Сухой остаток». По-моему, статья Мелихова — это какой-то парад недоразумeний. По мне так у евреев есть настолько разветвленная, древняя и богатая культура, традиция и литература на разных еврейских языках, сложная, детально проработанная, открытая к развитию, с океаном глубочайших идей, только на прикосновение к которым не хватит и десяти жизней. Обидно тратить время и интеллектуальные ресурсы на споры о Достоевском да о том, где лучше жить: в демократической ли республике или же в тоталитарной империи. :)"
Subscribe

  • (no subject)

    С интересом читаю книгу М. Р. Гинзбург и Е. Л. Яковлева "Эриксоновский гипноз. Систематический курс" (есть в сети). У меня создается впечатление, что…

  • (no subject)

    На здешних латинских танцевальных вечеринках не хватает партнерш. Мне, по крайней мере. Среди латиносов больше мужиков. Причем не то, чтобы девушек…

  • (no subject)

    Хотел написать про сальсу, но неожиданно отвлекся на фейсбук, который почему то решил, что мой аккаунт стал подозрителен и удалил его.

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments