מכל מלמדײ השכלתי (duchifat) wrote,
מכל מלמדײ השכלתי
duchifat

Category:

еще по мотивам Ли Смолин. "Возрожденное время: От кризиса в физике к будущему вселенной"

http://samlib.ru/a/artamonow_j_a/smolin1.shtml#page252
В результате знакомства с книгой Ли Смолина про не-иллюзорность времени, но иллюзорность пространства, меня потянуло на философские рассуждения!

Смолин очень хорошо обращает внимание на то, что в ньютоновской механике (и во всех ее более современных обобщениях) изучается не движение во времени, а ЗАПИСь о движении. Другими словами, есть некое свойство природы, позволяющее от движения перейти к записи движения, и это дает мощнейшие результаты и ведет к успеху "геометризационной" программы в физике и вообще науке. Когда время сводится к дополнительной пространственной координате (как, например, в СТО), а физика -- к геометрии.

В общем-то, довольно общеизвестно (говорят, это знали уже античные мыслители), что категория времени связана с субъективностью (или субъектностью?). В том смысле, что проделать эту "операцию замены временнОго процесса записью о нем" можно толькo благодаря тому, что существует субъект, для которого это имеет смысл: для которого есть сегодня и есть воспоминание о себе вчерашнем.

Субъект, кстати, категория сложная, потому что субъект не один, он должен вступать в диалог с другими "как-бы субъектами". Поскольку все наше знание (и вообще вся жизнедеятельность) заточено под взаимодействие двух типов отношений: с окружающим миром и с другими субъектами (знание мы можем получать из собственного опыта или от других людей).

Но речь не об этом, даже если оставить в стороне диалогичность субъекта, только способность субъекта к самоотождествлению, в частности, с собой вчерашним (но и с другими субъектами тоже) дает основания для этого перехода от движения к записи движения. Которое и оказывается необыкновенно плодотворным со времен Ньютона.

Смолин, конечно, в это не врубается, хотя подходит к этой мысли очень близко (см. абзац, начинающийся со слов "Так что когда Джим говорит мне"), но ее отбрасывает как непонятную. Но мы-то это хорошо знаем, поскольку в Сефер Йецира написано про олям, шана и нефеш. :) (Пространство, время и сознание мыслились некоторыми древними мистиками как категории одного ряда, но я не хочу опираться на мистику, ведь это совершенно рациональная вещь).

Короче, наука пошла по пути изгнания субъекта (изучения объективного мира) и по пути геометризации (изгнания времени, в результате чего время cчитается "иллюзией"), и это оказалось страшно плодотворно за прошедшие 400 лет, но за последние десятилетия -- хуже.
Субъективность не волнует Смолина, а вот об ограниченности науки, вызванной тем, что время в "ньютоновской парадигме" считается иллюзией, он очень беспокоится. Смолин полагает, что законы природы не должны быть вне времени, потому что иначе они являются потусторонними (трансцендентными) по отношению к природе. И, следовательно, математика, несмотря на отмеченную Юджинoм Вигнером "необъяснимyю эффективность математики в естественных науках", не может претендовать на точное описание природы.

Тем не менее, "необъяснимая эффективность" имеет место, и является неким свойством природы. Аналогией здесь может быть известный пример: благодаря тому, что масса солнца много больше массы планет (и мы не живем в системе двойной звезды), весьма сложные проблемы небесной механики распадаются на задачу движения двух тел (легко решаемую), что позволило Кеплерy, Галилею и Ньютону открыть законы механики и объяснить с их помощью кучу явлений. То есть мир оказался повернут к нам такой стороной, что можно было вычленить проблему двух тел и решить великое множество решаемых задач, прежде чем столкнуться с более сложными задачами (вроде проблемы трех тел). Аналогично, мир повернут к нам такой стороной, что геометризация (изгнание времени) и объективность (изгнание субъекта) позволяет решить огромное множество задач.

И вот, собственно, возникает вопрос: а как представить себе научно-фантастический мир, в котором субъект был бы имплицитно не отделим от объективных процессов? По аналогии с фантастическим миром, в котором у нас на месте солнца -- двойная или тройная система звезд, и времена суток и сезоны меняются хаотически, а не как часы.

Мне, собственно, ничего в голову пока не пришло. Ну, это должен быть мир, в котором запись движения не заменяет самого движения, не тождестванна ему, потому что субъект, осуществляющий это запись, болен шизофренией не вполне тождественен себе в разные моменты времени. Может, у кого есть идеи? :)
Tags: philosophic, science
Subscribe

  • (no subject)

    Решил соригинальничать, в разделе "благодарности" технической статьи, принятой в печать 21 числа 21 года 21 века, поставил благодарность Элегуа,…

  • (no subject)

    Надо же, такой старый, что попал в категорию "Исследователи прошлого века"! Про меня рассказывают студентам на семинарах. :)

  • (no subject)

    С интересом читаю книгу М. Р. Гинзбург и Е. Л. Яковлева "Эриксоновский гипноз. Систематический курс" (есть в сети). У меня создается впечатление, что…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments