מכל מלמדײ השכלתי (duchifat) wrote,
מכל מלמדײ השכלתי
duchifat

Category:

историческaя справкa о евреях в Глубоком

Перевел (при помощи Гугл-переводчика, разумеется) историческую справку о евреях в Глубоком с польского сайта http://www.sztetl.org.pl/en/article/glebokie/5,history/

Историческая справка о евреях в Глубоком по данным польского сайта (http://www.sztetl.org.pl/en/article/glebokie)

Первое упоминание о евреях в Глубоком относится ко второй половине шестнадцатого века. В первой половине семнадцатого века в белорусских местечках евреев было мало. Процент их среди городского населения стал значительно расти в конце восемнадцатого века. В 1704 году в Глубоком жило 105 евреев, в 1752 году - 707, в 1765 году - 868, в то время как в 1783 уже 1113 евреев.
Евреи, жившие в Глубоком принадлежали к общине Сморгони. В 1742 году евреи Глубокого получили разрешения от виленского епископа построить деревянную синагогу на месте прежней сгоревшей. Тогда же они получили разрешение хоронить мертвых за пределами местечка, что может быть интерпретировано как разрешение создать еврейское кладбище или как согласие на продолжение его использования. В восемнадцатом веке евреи преобладали торговле в местечке. Лучше всего развиты корчмы и торговля с западом Речи Посполитой, в направлении Кенигсберга. В 1704 году в городе было 18 лавок, в том числе 5 еврейских, а в 1752 18 из 22 лавок принадлежали евреям.

У нас нет подробной информации о еврейских ремесленниках. В 1752 году традиционнoй для евреев профессией сапожника в Глубоком занималось 39 человек, а профессией портного – 33 человекa. Однако не известно, сколько из них были евреями. Кроме того, евреи занимались сельским хозяйством. С 10 акров земли (ок. 6 га) они платили, как и христиане, по 10 злотых помещику. Евреи, в отличие от остальных мещан, по прибытии владелеца не должны были службу при помещикe, но были обязаны, как и все другие, доставлять продукты. От участка они платили 20 злотых (15 христиан польских злотых). Во второй половине восемнадцатого века, арендная плата была уже 40 злотых. В одной из шести сохранившихся инвентарных описей имущества в радзивилловской части местечка c 1702 по 1783 г. сохранилась информация о количестве еврейского недвижимого имущества в местечке. Опись различает термины «дом» и «халупа». Источник не уточняет, однако, различие между этими двумя типами объектов. В 1752 в Радзивилловской части города из 262 «домов» и «халуп» - 9% "халуп" и 74% "домов" принадлежали евреям.

В начале ХХ века из примерно 7000 жителей, 2/3 составляли евреи. Согласно первой переписи 1921 года, в Глубоком жили 2844 евреев, что составлялo 63% населения. К началу Второй мировой войны их число оценивается примерно в 3000 человек, что составляет около 2/3 всех жителей. После начала Второй мировой войны в город приехало только несколько еврейских семей, бежавших из областей [Польши], занятых немцами. Кроме того, относительно немногие евреи были позже депортированы в Сибирь советскими захватчиками.

[про Холокост пропускаю]

В 90-х годах ХХ века. в Глубоком установлено три памятника. Один из них был построен на месте бывшего гетто на улице Чкалова (бывший ул. Legionowa), еще два в месте растрелов в лесу Борек.

Еврейские общественные организации

Более широкое развитие еврейской общественной жизни в Глубоком датируется началом ХХ века. В 1915 году в городе действовал филиал Еврейской ассоциации поддержки жертв войны и погромов. Его существование было связано с несколькими погромами в августе и сентябре 1915 года, устроенными отступающими русскими армейскими подразделениями.

В 30-х годах ХХ века в Глубоком действовали сионистские организации, Бунд, Бейтар и сионистская молодежная организация hа-Шомер hа-Цаир. С установлением советской власти они были ликвидированы, как и все политические партии и еврейская община.

В 1988 году в Глубоком жило 10 евреев, но ни тогда, ни сейчас в поселке не было еврейских организаций.


Синагога (ул. Коммунистическая)

В 1742 евреи получили от виленского епископа Михала Зенковича разрешение на строительство синагоги в Глубоком. Синагога должна была быть построена на значительном отдалении от костела на месте, где прежняя синагога была разрушена в результате пожара. О первая синагоге в Глубоком не существует никаких сведений.

Новая деревянная синагога должна была быть "непохожа на костел, то есть, без башни или высокой крышей и невысокой, чтобы не выделяться и не выглядеть подобно костелу, когда они празднуют свои молитвы". Здание было построено в современном стиле. Фасад, выходящий на улицу, был довольно оригинальным. Вход имел портик с четырмя колоннами, над которыми возвышался навес. Этот тип фасада отмечен в регионе (Бобруйск, Брест, Пинск, Лида) у таких зданий, как банки и отели.

В 1935 Отто Hedmann, исследователь истории Виленского края, в своей работе "Глубокое. Очерк истории" писал, что новая синагога, предположительно, не только стояла на месте прежней, но и была на нее похожа, на что указывают некоторые архитектурные детали, характерные для ХVIII века. Синагога была разрушена немцами после 1941 года.

Миква
Миква в Глубоком находилась на нынешней ул. Московской, 9. Здание было снесено в весной 2012 года.

Eврейскоe кладбищe
Согласно “Актам Ошмянским 1742 года”, в связи с разрешением Виленского епископа построить синагогу в Глубоком, было получено также разрешение на создание еврейского кладбища, чтобы погребение мертвых осуществлялась “на своем обычном месте за пределами города, а не после захода солнца и не в обиду христианaм.” Еврейское кладбище восемнадцатого века в Глубоком было [частично] разрушено во время Второй мировой войны. В настоящее время кладбище огорожено, и на его территории частично сохранились надгробия. Необходимы дальнейшие исследования кладбищa, в том числе инвентаризация сохранившихся надгробий. Информацию о месте нахождения ключa к воротам кладбища можно получить по телефону: 719 29 42.

Из статьи Glubokoye в Encyclopedia Judaica

Глубокое (Pol. Głębokie) - городок в Белорусской ССР, до 1793 и с 1921 по 1945 в Польше. Евреи упоминаются здесь в середине XVI века. В рамках Ваада Литвы (см. Ваад Земель) Глубокое пребывало под юрисдикцией общины Сморгони. Шмуэль Могилевер был здесь раввином с 1848 по 1856 год. Община составляла 755 в 1766 году, 3917 в 1897 (70% всего населения) и 2844 в 1921 (63%).

Шмуэль Могилевер (1824-1898) - раввин, один из основателей Ховевей-Цион в России и религиозного сионизма. Родился в Глубоком, получил смиху в Воложинском ешиботе (1842), был раввином в родном городе с 1848, в Шакяe с 1854, в Сувалках с 1860, и в Радоме с 1868. Во всех этих местах был активен в общинных делах, особенно во время Польского восстания (1863), когда он призывал евреев сохранять нейтралитет. В своих статьях, публиковавшихся в hа-Леванон, он подчеркивал необходимость сотрудничества с маскилами и требовал, чтобы раввины “сочетали Тору и науку в подходящие моменты”.

Subscribe

  • (no subject)

    Согласно Карлу Юнгу, есть вертикальные причинные связи между событиями и есть горизонтальные - синхроничность. (Единственное, увлекаться поиском…

  • (no subject)

    Читаю вот этот странный сайт https://kniganews.org нигде не написано, кто автор. Явно человек хорошо понимаюший проблемы современной физики. Кто…

  • (no subject)

    Немного эзотерики в ленту. Если вы интересуетесь юнговской синхронией (это я тут с одной знакомой преподавательницей танцев из Питера обсуждал), то…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment