מכל מלמדײ השכלתי (duchifat) wrote,
מכל מלמדײ השכלתי
duchifat

Categories:

переношу из Фейсбука

Обсуждение вот этой статьи: http://berkovich-zametki.com/2015/Starina/Nomer2/Nosonovsky1.php
--------------
Поскольку начало моей статьи отличается определенной провокационностью и ожидамо вызвалo некоторые неоднозначные отклики на Фейсбуке (в части, которая касается мнения Яглома), думаю, правильно будет ответить здесь. Инженер-физик из Хайфы Евгений Линдер пишет: "Муть полная. Жаль времени потраченого на чтение... Например: " Первосвященник в Йом-Кипур " создает все насмешки и шутки мира" в этом и есть тайна его служения.."( конец цитаты). А как быть с грехами, ради которых первосвященник туда и вошел и не выйдет, пока не получит ответ. Т.е. опять: если автор в это верит, я готов немедленно извиниться и взять свои слова обратно. А если он цитирует рава, то получается, что учение партии верно, потому что оно правильно. Мы уже это проходили."

Мой ответ:
"Ув. Evgeniy Linder, моя заметка написана для тех, кто интересуется еврейской литературой. Вы, по-видимому, к этой категории граждан не относитесь, поэтому я не вполне понял, в чем состоят ваши претензии в мой адрес -- каких известных раввинов я цитировал и почему не имел права этого делать? Возможно, речь идет об авторе еврейских сказок р. Нахмане из Браслава, одну из сказок которого поминал М. Яглом в процитированной статье из журнала "Лехайм"... В статье приведены две противоположные точки зрения (Яглома и Левинова) и несколько раз подчеркнуто, что вопрос неоднозначный. Уже из этого следует, что рассуждения про единственно верное учение, мягко говоря, неуместны. Что же до мнения Яглома то, думаю, что ссылку на сказку раби Нахмана следует понимать не как "доказательство", а как один из примеров отношения к шуткам и насмешкам. Впрочем, то же относится и кo мнению Левинова. А вот вопрос, как это связано с "с грехами, ради которых первосвященник туда и вошел и не выдет, пока не получит ответ", думаю, лучше задать самому Яглому. Перевод обсуждаемой сказки "История о скромном царе" можно найти здесь"
http://www.breslev.co.il/articles/%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%B8_%D0%BD%D0%B0%D1%85%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B0/%D0%B1%D1%80%D0%B5%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B2_%D0%B4%D0%BB%D1%8F_%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9/%D1%81%D0%BA%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%86%D0%B0%D1%80%D1%8C.aspx?id=21313&language=russian

Интересно, что вопрос, который задал г. Линдман (о связи шутки и греха), как раз и является центральным в этой сказке! Вот отрывок из текста сказки (в переводе Яглома, который можно найти в интернете):

ЕСТЬ СРЕДИ СТРАН СТРАНА, ВКЛЮЧАЮЩАЯ ВСЕ СТРАНЫ, А В ЭТОЙ СТРАНЕ ЕСТЬ ОДИН ГОРОД, ЧТО ЗАКЛЮЧАЕТ В СЕБЕ ВСЕ ГОРОДА СТРАНЫ, ВКЛЮЧАЮЩЕЙ ВСЕ СТРАНЫ. В ЭТОМ ГОРОДЕ ЕСТЬ ДОМ, ЧТО ВКЛЮЧАЕТ ВСЕ ДОМА ГОРОДА, ЗАКЛЮЧАЮЩЕГО ВСЕ ГОРОДА СТРАНЫ, ВКЛЮЧАЮЩЕЙ ВСЕ СТРАНЫ. И В ЭТОМ ДОМЕ ЕСТЬ ЧЕЛОВЕК, СОСТОЯЩИЙ ИЗ ВСЕХ ЛЮДЕЙ ДОМА, ЧТО ВКЛЮЧАЕТ ВСЕ ДОМА ГОРОДА, ЗАКЛЮЧАЮЩЕГО ВСЕ ГОРОДА СТРАНЫ, ВКЛЮЧАЮЩЕЙ ВСЕ СТРАНЫ. И ЕСТЬ ТАМ ОДИН, ЧТО СОЗДАЕТ ВСЕ НАСМЕШКИ И ВСЕ ШУТКИ СТРАНЫ.

ВЗЯЛ С СОБОЙ МУДРЕЦ БОЛЬШОЕ ИМУЩЕСТВО И ПОШЕЛ ТУДА И УВИДЕЛ ТАМ МНОГО ВСЯКИХ НАСМЕШЕК И ПОНЯЛ ПО ШУТКАМ, ЧТО СТРАНА ЭТА ПОЛНА ЛЖИ С НАЧАЛА И ДО КОНЦА. УВИДЕЛ ОН, ЧТО ПРЕВРАЩАЮТ ТАМ ВСЕ В НАСМЕШКУ И ОБМАНЫВАЮТ В ДЕЛАХ, А ЕСЛИ КТО ИДЕТ СУДИТЬСЯ В МАГИСТРАТ, ТО НАХОДИТ ТАМ ТОЛЬКО ЛОЖЬ И ВЗЯТОЧНИЧЕСТВО. ИДЕТ В СЕНАТ, ЧТО ЕЩЕ ВЫШЕ, А ТАМ ТОЖЕ СПЛОШНАЯ ЛОЖЬ И ВСЕ КАК БЫ В ШУТКУ ОКАЗЫВАЕТСЯ ОБМАНОМ. И ПОНЯЛ МУДРЕЦ ПО ЭТИМ НАСМЕШКАМ, ЧТО ВСЯ СТРАНА ПОЛНА ЛЖИ И ОБМАНА И НЕТ ТАМ ПРАВДЫ, И ЗАНЯЛСЯ ТАМ ДЕЛАМИ.

РЕШИЛ ОН ПОПРОБОВАТЬ СЕБЯ В ТОРГОВЛЕ, СТАЛ СУДИТЬСЯ ПО КОЛЛЕГИЯМ, А ОНИ ВСЕ ПОЛНЫ ЛЖИ И ПОДКУПА. СЕГОДНЯ ДАЕТ ИМ ВЗЯТКУ, А НА ЗАВТРА ЕГО УЖЕ НЕ УЗНАЮТ. ПОШЕЛ В ВЫСШИЕ КОЛЛЕГИИ, НО И ТАМ ВСЕ ЛОЖЬ, ДОШЕЛ ДО СЕНАТА – ТОЛЬКО И ТАМ ПОЛНО ЛЖИ, ПОКА НЕ ДОШЕЛ ДО САМОГО ЦАРЯ.

А вот отрывки из комментария Яглома:

"...Итак, Страна Израиля, что священнее всех стран, объединяет в себе все страны, Иерусалим, «всевместилище красоты», включает в себя все города, все дома сосредоточены в Святом Храме, а первосвященник, когда он однажды в году, в День Искупления, входит в Святая Святых, как бы состоит из всех людей. Там он приближается к источнику смеха, Божественному Единству; к тайне Веры, объединяющей противоположности и черпающей знание из отсутствия знания. Только там можно найти Одного, Который создает все шутки и насмешки, о котором сказано: «Восседающий в небесах рассмеется»...

...Мир полон лжи с начала и до конца, в нем не найти ни награды за праведность, ни наказания за злодейство. Ищущий правосудия находит ложь, но ложь и несправедливость обращают его к Богу: «И еще я видел под солнцем место правосудия – а там злодейство, место праведности – а там злодейство. И сказал я в сердце своем: «Злодея и праведника Бог рассудит».

Чем выше поднимается человек, тем яснее он видит, что суть вещей скрыта от него, «все как бы в шутку оказывается обманом». Но, несмотря на кажущуюся тщетность любых усилий, никакое дело не оказывается безрезультатным. К истине приводят не рассуждения, но дела.

Изучив всю ложь мира, осознав весь юмор, в нем заключенный, мудрец приходит к самому царю и получает возможность исправить все, нуждающееся в исправлении."
Subscribe

  • (no subject)

    Решил соригинальничать, в разделе "благодарности" технической статьи, принятой в печать 21 числа 21 года 21 века, поставил благодарность Элегуа,…

  • (no subject)

    Надо же, такой старый, что попал в категорию "Исследователи прошлого века"! Про меня рассказывают студентам на семинарах. :)

  • (no subject)

    С интересом читаю книгу М. Р. Гинзбург и Е. Л. Яковлева "Эриксоновский гипноз. Систематический курс" (есть в сети). У меня создается впечатление, что…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments