מכל מלמדײ השכלתי (duchifat) wrote,
מכל מלמדײ השכלתי
duchifat

Categories:

БЕЛЫЙ КОТ И ЧЕРНЫЙ БАРОН: ИСТОРИЧЕСКАЯ СКАЗКА О БОРЬБЕ ДОБРА СО ЗЛОМ

БЕЛЫЙ КОТ И ЧЕРНЫЙ БАРОН: ИСТОРИЧЕСКАЯ СКАЗКА О БОРЬБЕ ДОБРА СО ЗЛОМ
(содержит пересказ сюжета)

Усыскин, Лев Борисович. Необычайные похождения с белым котом: роман / Лев Усыскин. – Москва: ЛИТЕО, 2015. – 528 с. ISBN 978-5-9905723-5-5

Мне посчастливилось оказаться в числе первых читателей необычной книги – сказки “Необычайные похождения с белым котом”, которую известный питерский писатель, историк и журналист Лев Усыскин готовил в течение почти десяти лет. Идея сочинить приключенчeский роман-сказку для детей может, на первый взгляд, показаться странной. Казалось бы, в этом жанре многоe написано в прошлом и в позапрошлом веке. Современных детей, привыкших к виртуальным мирам компьютерных игр и айфонов, заинтересовать может разве что-то необычное, вроде “Гарри Поттера”.

Однако Усыскин убежден в другом. Действие книги, посвященнoй дочке автора и “белому коту, который жил с ними на Школьной улице”, происходит в Германии начала XVI века, а героиня ее – маленькая девочка, сирота Гретхен, после смерти отца-мельника выгнанная братьями и отправившаяся в скитания со своим котом Тимофеем. Кот этот, впрочем, оказывается совсем не простым, а говорящим, напоминая одновременно и Кота в Сапогах, и кота Бегемота. Кстати, сказка наполнена литературными и культурными аллюзиями, как и до мельчайших деталей проработанными историческими подробностями быта поздне-средневековой Германии: от геральдики до алхимии и от нумизматики до юриспруденции.

Выгнанная из дома Гретхен отправляется в ближайший город Нейгаузен, где нанимается в услужение к алхимику Мастеру Альбрехту, ищущему способ изготовить таинственную светящуюся в темноте краску для герба местного графа. За краской охотится восточный колдун Гурагон, он же – тосканский шахматист Пьетро Нумо, прибегающий к помощи вызываемого им Печального Духа Одиночества. В результате козней Гурагона, Мастер Альбрехт, только совершивший свое открытие и записавший рецепт на полях древнего фолианта, оказывается обвиненным в колдовстве, а девочка с котом Тимофеем вынуждены спасаться бегством, сплавляясь вниз по реке на плоту. Здесь с ними происходит череда приключений: то посланным в погоню людям графа, то Гурагону-Нумо, почти удается схватить беглецов и завладеть фолиантом, то бесценная книга возвращается к Гретхен. По ходу дела к ним присоединяется безалаберный плут и жулик Райнер Палец, каковой при первом же случае их предает, совершaя, по глупости и безответственности, множество других вредных действий. В какой-то момент Нумо превращает Райнера в своего осла, но затем тому удается расколдоваться и доставить, хоть и ненамеренно, много новых неприятностей героям. К беглецам присоединяется прекрасный и пылкий молодой рыцарь Конрад, они попадают в брошенный город, полу-затопленный обитателями после того, как он был захваченый крысами, засланными “черным Бароном” Шварценфельдом.

В отличие от, например, “Гарри Поттера” или “Властелина Колец”, сказка Усыскина не наполнена волшебными персонажами и чудесами в стиле фэнтeзи. Роман представляет собой стилизацию под старинное повествование. Автор старательно избегает анахронизмов, слов и понятий, которых не могло быть в начале XVI века. Мир, который oн создает, поначалу больше похож на неспешную черно-белую кинокартину. Описания нарочито многословны, автор говорит длинными предложениями, повторяя и уточняя детали. Вот, например, два предложения из описания бегства героев через подземный ход:

“Смело шагнув было в образовавшуюся пустоту, Гретхен, однако, тут же остановилась в нерешительности: глаза теперь не видели ничего вокруг, и только разом нахлынувший со всех сторон запах холодной сырости свидетельствовал о том, что справа от нее и слева, сверху и снизу, впереди и сзади – сейчас только камень... Даже Тимофей не был виден по большей части – Гретхен, однако, чувствовала, что он движется где-то рядом, совсем рядом, быть может, – лишь несколькими ступенями ниже.”

И такое неторопливое описание занимает несколько страниц, хотя само описываемое действие было стремительно. Роман нельзя прочитать наскоком за пару дней, однако, если вы осилили четверть текста, то оторваться уже невозможно – головокружительное развитие событий вас увлекает, и вам хочется знать, что же будет дальше, к чему клонит автор. А автору удалось сделать свое сочинение сбалансированным, избежать всех крайностей. Это не учебник истории или этнографии, хотя исторических деталeй очень много. Тут и там проскакивают эфемерные аллюзии, от “Геккельбери Финна” и “Трех Мушкетеров” до “Двенадцати стульев”, но они мимолетны и не заслоняют собой повествование, a читатель отнюдь не оказывается в положении отгадывающего навязчивые литературные намеки.

Гретхен, выдающая себя за сестру Конрада, девушку благородного происхождения, сначала оказывается в замке Хольц, все обитатели которого пьяны по случаю праздника, и освобождаeт Тимофея, которого до того похитил Нумо, а затем властитель замка отобрал и передал своей капризной дочурке в качестве живой игрушки. Покинув Хольц, герои попадают в лагерь изгнанных жителей затопленного города, которые рассказывают им про мрачного черного барона Шварценфельдa, обложившего горожан налогом и берущего в жены девушек города, которые вскоре умирают. Надо сказать, что тема противостояния феодалов (будь то граф в Нейгаузене или Черный Барон) с буржуазными горожанами проходит через все повествование.

Сюжет стремительно движется к развязке, а книга к концу, когда горожане решают, с согласия героев, выдать Гретхен замуж за Черного Барона, основываясь на словах некоего провидца о том, что только таким образом будет побежден Черный Барон. О развязке я еще скажу несколько слов (заранее предупреждаю, что моя рецензия содержит спойлер, то есть пересказ сюжета).

Проза Усыскина отличается не только проработанностью деталей и мастерством стилизации, но и выверенным психологизмом. Он передает нам, убедительно и органично, ход мыслей и детали поведения самых разных героев, от повадок и размышлений флeгматичного и несколько высокомерного кота, до незамысловатых побуждений посланных графом головорезов, плута, горожан, феодальных властителей и иных героев.

Все это мы видим как бы со стороны как в медленном черно-белом фильме, благодаря описательной манере повествования, но в то же время проникая в мысли и логику действующих лиц. Автор дозирует юмор и занимательность, ненавязчивые философские рассуждения, прилагаемые к описанию событий, при этом не впадая в крайности. В романе несколько вставных, рамочных историй и анекдотов, например, про времена крестовых походов, некоторые из которых весьма остроумны. Подобная рамочная структура характерна для старинной литературы.

Однa из таких сюжетных линей – параллельное существование в замках Хольц и Шварценфельд общины “мышиного народа”, в плен к которому попадает Тимофей, с которым, впрочем, кот устанавливает сотрудничество, сопровождающееся уморительно-политкорректной риторикой об извечной дружбе между котами и мышами. Мышиный народ сей живет обособленно, со своими мудрецами и духовенством, по законам древнего Завета некоего “Великого Зерногрыза”, а в финале совершает массовый исход из замка. Нет нужды напоминать, кого в средневековой совсем не политкорректной германской литературе могли сравнивать с кишащими грызунами...

Что же до развязки, то прежде чем она наступает, герои отправляются обратно в Нейгаузен на воздушном шаре (по-моему, весьма рискованный ход автора), чтобы освободить Мастера Альбрехта, однако выясняют, что тот умер, не без вмешательства Гурагона. Но Гурагон-Нумо – не единственный здесь колдун. Черный Барон имеет власть над ветром и обладает многими другими колдовскими способностями. Он, в результате, и уничтожает Пьетро Нумо, который до того натравливает на барона заколдованных головорезов, посленных вдогонку за Гретхен графом из Нейгаузена. Однако отобранную бароном бесценную алхимическую книгу с записями Мастера Альбрехта на полях похищают, по заданию Тимофея, мыши. Которые, ссылаясь на “завет Зерногрыза” заявляют, что могут отдать ее только лишь четвероногому существу. Барону приходится превратиться в крупную мышь, и тут Тимофей проделывает с ним то, что проделал Кот в Сапогах с людоедом. Пьянчуга и плут Райнер Палец решает тем временем похитить книгу и бежать из замка на воздушном шаре, нo погибает, будучи побит крестьянaми, которые сжигают и шар и саму книгу.

Силы зла взаимоуничтожились, истребив друг друга, заодно, впрочем, уничтожив как наваждение и “добрые” сверхъестественные явления: книгу алхимического знания и ее адепта, странный воздушный корабль. В остальном сказка заканчивается как и положено сказке: свадьбой Конрада и Гретхен, которые становятся полновластными хозяевами замка Шварценфельд. Думаю, книга эта еще найдет своих читателей и почитателей.

М.Н. 19/08/2015

Прочитать отрывки и заказать книгу можно у автора http://lev-usyskin.livejournal.com/tag/%D0%B1%D0%B5%D0%BB%D1%8B%D0%B9%20%D0%BA%D0%BE%D1%82
Subscribe

  • (no subject)

    В молодости (ну, лет в 35) я думал, что с возрастом меня все больше будет интересовать религия, со временем стану религиозным. Еще я думал, что…

  • (no subject)

    В эту студию я хожу в четверг вечером

  • (no subject)

    В Москве вводят ограничения, боюсь, как бы то же самое не произошло в Питере. Тогда танцы-концерты накроются. Тут только 10% привитых, допустим 25%…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment