מכל מלמדײ השכלתי (duchifat) wrote,
מכל מלמדײ השכלתי
duchifat


По ссылке -- cтарая интересная лекция Д. Каждана как бы "о науке и религии", которая натолкнула меня на совсем другие размышления.

Наверно, я уже приводил здесь эту ссылку, но захотелось пересмотреть еще раз. Там много всего интересного, но самое центральное вот что: К. говорит (24 минута и дальше), что там, где в рассуждениях появляется бесконечность, возникают логические парадоксы. А бесконечность, мол, находится не так далеко от нас (27:30), она появляется всякий раз, когда мы пытаемся понять истоки чего-либо, как что-то образовалось. Эту мысль он не поясняет. Например, нет простых ДНК, все ДНК достаточно сложные, нет континуума между короткими молекулами и человеческим ДНК. Все языки весьма сложные, нет промежуточного континуума между не-языком и языком. То же с человеком и не-человеком, нет континуума (там с К. немного спорят по этому поводу).

Почему бесконечность связана со становлением, думаю, понятно. Допустим, перколяция (просачивание): у вас не течет ничего, но по мере увеличения пор, в какой-то критический момент начинает течь, причем сразу много, производная бесконечна.

Если говорить о таких примерах с нередуцируемой сложностью, (о которых, в частности, говорит Каждан, как и многие другие), то мне кажется интересной моделью (правда, подозреваю, что для большинства людей этот пример - страшная и непонятная экзотика) - не возникновение языка вообще, не возникновение человека, и не возникновение молекул РНК/ДНК, а совсем другая ситуация. А именно, возникновение конкретного языка, современного иврита между 1890м и 1900 годами в Оттоманской Палестине (точнее в еврейской общине ишува, состоявшей из 20-30 тысяч человек). Я об этом писал вот здесь http://duchifat.livejournal.com/1815617.html.

Роль там сыграла школьная система, которая стала давать выпускников в заметном количества в середине 1890х. Первые школы такого типа, с десятками учеников, появились в конце 1880х. K концу 1890х через эту систему прошло несколько тысяч детей, и, несмотря на все недостатки и проблемы, успехом было появление нескольких сотен (скажем, 500 детей), создавших новый социальный слой ивритских людей. Kонечно, не все, кто прошел эти школы, усвоили иврит на уровне родного языка. Но среди просочившихся через эту систему было несколько сотен человек (скажем, 500), для которых иврит стал основным языком, которым на иврите было объясняться легче, чем на идише. Обратим внимание, что это не один Итамар и не два десятка ивритский детей, а порядка 500! Связи между ними создали новую социальную структуру.

Тут важно, что при становлении, как только через систему просачивается один, одновременно просачивается много (производная в критической точке бесконечна, если вам такая формулировка ближе).

То есть количество людей, у которых иврит родной и основной язык, выглядело примерно так:
1885 - 1 человек (сын Бен-Йегуды Итамар, 1882 года рождения)
1890 - 5 человек
1892 - 5 человек (все примерно те же)
1894 - 100 человек (вдруг повалили выпускники школы Белкина и школы Хавив)
1896 - 300 человек (еще подвалили школьники)
1898 - 500 человек
В какой-то момент около 1894 года производная должна быть бесконечной, вот это просачивание (перколяция) через школьную систему массы людей, которые связаны своими социальными связями, и дало целую социальную структуру новой среды. Триста человек это уже сообщество. К Первой мировой войне их стали десятки тысяч, к ко второй - сотни. Hо как самовоспроизводится сообщество -- уже другая история, отличная от того, как оно зарождается!
Tags: emergent
Subscribe

  • (no subject)

    Раз уж я говорил здесь о работе М. Бахтина про витализм 1926 года, подписанной И. Канаевым (я даже уточнил у И. Д., он говорит, что это точно "Бахтин…

  • ризомa

    Французские постмодернисты Делёз и Гваттари в середине 1970х придумали понятие ризомы ( Rhizome "корневище"), которая противопоставляется дереву.…

  • (no subject)

    Почитал еще немного про китайские иероглифы. Вроде бы понял, откуда они возникают. Фоноидеограммы являются главным принципом, когда одна часть знака…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments

  • (no subject)

    Раз уж я говорил здесь о работе М. Бахтина про витализм 1926 года, подписанной И. Канаевым (я даже уточнил у И. Д., он говорит, что это точно "Бахтин…

  • ризомa

    Французские постмодернисты Делёз и Гваттари в середине 1970х придумали понятие ризомы ( Rhizome "корневище"), которая противопоставляется дереву.…

  • (no subject)

    Почитал еще немного про китайские иероглифы. Вроде бы понял, откуда они возникают. Фоноидеограммы являются главным принципом, когда одна часть знака…