מכל מלמדײ השכלתי (duchifat) wrote,
מכל מלמדײ השכלתי
duchifat

готовлюсь к поездке в Украину!

Собираюсь поехать через две недели, с ребенком Марком, в лагерь-путешествие по Украине с "Самбатионом" http://sambation.net. Кто не в курсе, это организуемая Ильей Дворкиным с сотоварищами сеть летних творческих лагерей, школ и семинаров, без каких-либо жестких рамок, для старших школьников и студентов. Очень косвенно соотносящиеся с еврейской религией, историей, а также творческо-театрально-художественной активностью. Обычно они устраивают две-три крупных поездки летом и множество всяческих семинаров в течение года. В этом году у них лагерь на Балтике на Куршской Косе, в Грузии и на Украине.

Мероприятие на Украине носит название Культурологический лагерь «Путями еврейской мысли».

Короче, можете завидовать, это круто!

В программе Черновцы (Садгора) и Львов, выезды в Тлуст, Чортков, Меджибож, с ночевкой в Замке, и Жолкву. Три мини-курса (по три лекции):
Ю. Смилянская (Киев) Восточноевропейские евреи в Украине в историческом и культурном измерении
М. Носоновский (США) Еврейская культура Украины в малоизвестных источниках: поэтика эпитафий и архитектура синагог
М. Яглом, Э. Яглом. (Иерусалим) Введение в хасидизм и еврейскую мистику (М. Яглом – 2 лекции, Э. Яглом – 1 лекция)
К. Малахова (Киев). География мысли: хасидизм и раннее Просвещение в Галиции и Буковине
И. Дворкин (Иерусалим) Интеллектуальные движения Восточно-Европейского еврейства: раввинистическая ученость, хасидизм, хаскала.
М. Яглом (Иерусалим). Истоки хасидской мысли

Два семинара:
М Вогман (Спб) Семинар-тренинг: как читать еврейские классические тексты?
Э. Яглом (Иерусалим) Еврейская мистическая литература в Восточной Европе

Еще три более профессиональных семинара (поскольку в группе будут не столько студенты, сколько молодые активисты украинских еврейских общин):
И. Дворкин (Иерусалим) Социальная педагогика: штетл, семья и я сам
Ю. Смилянская (Киев) Экскурсия как методический прием (подготовка и проведение экскурсий как часть педагогической работы)
А. Андронатий (Львов) Тренинг: неформальные и творческие методы преподавания еврейской и истории

И прочие мероприятия:
5 июля, вт. ЧЕРНОВЦЫ
Яковенко: хасиды в раннем советском кинематографе. Кинопоказ
Литературный семинар - 2 Э. Яглом/Керлер
Пешая прогулка по Черновцам (синагоги, еврейский квартал)
Симпозиум в Еврейском музее (о еврейской Буковине и Галиции - доклады М. Носоновского, М. Яглома, И. Дворкина, Ю. Смилянской??)
Ужин-банкет
Семинар-презентация студенческих и школьных проектов

6 июля, ср ЧЕРНОВЦЫ
Выезд в Садгору: дворец р. Исраэля из Ружина, синагога, кладбище
Литературный семинар - 3, Педсеминар – 2, Проекты участников

7 июля, чт ВЫЕЗД (ЧЕРНОВЦЫ-Меджибож)
Толстое (Тлуст) Кладбище с надгробием матери Бешта
Толстое-Чортков (24 км, 30 м)
Чортков. Городская синагога, синагога Давида-Моше из Чорткова, рыночные ряды, застройка, замок (???)
11.00-12.30 Работа с городским пространством в группах по карте (Йизкор Чортков).
Золотой Поток. Замок, дворец Ольшевских (загородное имение Исраэля из Ружина, двор его сыновей)
15.00-15.30 Обед (пикник на территории замка)
15.30-16.30 прогулка по замку и ко дворцу
16.30-17.30 занятие (бейт-мидраш/занятие по ружинским текстам)
Дорога Золотой Поток-Меджибож. Возможна остановка в Бучаче
Ужин и ночевка в Меджибожском замке (что-то вроде песен у костра и обсуждения хасидских исторой)

8 июля, пт. ВЫЕЗД (МЕДЖИБОЖ-ЛЬВОВ)
Меджибож
9.00-10.00 Кладбище и огель Бешта, вводный рассказ (Дворкин), практикум по эпиграфике.
10.00-11.30 Экскурсия (две группы: 1. практикум группы экскурсоводов. 2 группа Дворкин??). Завершаем в замке.
11.30-12.50 Замок. Занятие в замке (Дворкин + Вогман)
Обед
Дорога Меджибож-Львов(280 км, 4 ч).
Лекции по дороге (???)
Расселение, подготовка к субботе
Начало субботы
Молитва/субботние опции
Субботняя трапеза

9 июля, сб ЛЬВОВ
9.00-10.00 Завтрак (для желающих)
10.00-13.00 Прогулка по городу
13.00-14.00 2 субботняя трапеза
14.00-15.30 Лекция «Еврейская философия в Восточной и Центральной Европе».
Йегоайяда Амир, Илья Дворкин

9 июля, сб ЛЬВОВ
Золотая Роза
Занятие А. Андронатий (исследование городской застройки??)
16.00-17.20 Педагогический семинар- 3
18.00-19.30 Бейт-мидраш (завершение работы лит. семинара. М. Вогман, Э. Яглом????)
21.00-22.30 Вечерняя прогулка???
22.26 Исход субботы

10 июля, вс ЛЬВОВ
Выезд. Дорога Львов-Жовква (37 км, 40 мин)
Жовква (Площадь рынок, здание типографии, синагога, кладбище, дворец, застройка)
17.00-17.30 Синагога
17.30-19.00 Прогулка по Жовкве (две группы)
19.00-20.00 Лекция-прогулка с Йеоайядой Амиром / Лекция-прогулка с Ильей Дворкиным
Жовква-Львов
Прощальный ужин, разъезд


Меня попросили прочитать курс об истории с упором на малоизвестные источники. Я, конeчно, совсем не историк. Но и мероприятие же не академическое. Подготовил такой примерно план:

Михаил Носоновский (США)
Еврейская культура Украины в малоизвестных источниках: поэтика эпитафий и архитектура синагог
(Мини-курс, Самбатион, июль 2016, Украина)


Мы рассмотрим историю евреев Подолии, Галиции, Волыни и Буковины с ХV по ХХ век, от возникновения первых общин, существовавших до событий 1648 года, до расцвета самобытной культуры евреев региона в ХVIII веке и распада традиционной культуры к началу ХХ века. Речь пойдет как о социальной и экономоческой жизни евреев в городах и местечках, так и о духовной и культурной атмосфере. Особое внимание будет уделено формированию самобытной культурной среды и стиля подольско-волынско-галицийского еврейства в ХVIII веке и тому, какое выражение этот процесс нашел в памятниках, которые можно все еще видеть сегодня: синагогах и надгробиях. Мы будем читать еврейские надписи и разбираться, какое отношение они имеют к жанрам еврейской литературы и к тенденциям духовной жизни. Кроме этого мы поговорим об истории хасидизма и, в частности, о Ребе из Ружина и его последователях, строивших "царские" дворцы в Садгоре, Чорткове, Золотом Потоке и других местах.

Лекция 1. Как сложилось украинское еврейство и его культурная уникальность?

Хазарская легенда, кенааниты и др. Oбращение хазар – литературная легенда? Иче из Чернигова (XII век), Моисей Киевский (XIII век), Биньямин из Владимира, "Киевское письмо" (Х или XII век?), Еврейские Ворота в Киеве XII в., евреи во Владимире-Волынском (Людомире, XIV в.), Привилегия Витовта (1388 г. или XVI век?). Караимы (Тракай, Галич, Луцк). Мог ли Иосеф бен Шмуэль из Меджибожа (1608 г) быть последним кенаанитом? 3нание славянских языков и ономастика.

Евреи Подолии, Волыни и Галиции в XVI-XVII вв. Украина - восточный фронтир европейской цивилизации. Дикое поле, Черный шлях (Szarny Szlak или Via Nigra) и Кучманский шлях. Магнаты и освоение новых земель. Разные виды отношений между магнатами, магистратом и евреями, магдебургское право, запрет на жительство евреев, фольверки. Роль местечка в “докапиталистической” экономике колонизируемого региона (оптовая торговля, ремесла, внешная торговля, арендаторство, мельница, корчма). Рыночная площадь, центральные улицы, пригороды, ишувники. Еврейские привилегии (синагога, кладбище, микве). Виде синагог: калте-шул (центральная "холодная"), бейс-медраш (проф. братство), штибл (хасидская), клойз (частная). Братства (хевра-кадиша), община и кагал, олигархия, талмудическое право, роль раввина, надобщинные ваады. Балабосим и малоимущие. Ценности: богатство, происхождение (ихес), ученость. "Покупка" учености, кест, его роль в высокой рождаемости (выживаемости). Практическая роль галахического права. Зачем евреям два языка? Языки евреев, о чем думали и о чем говорили. Дом в местечке, синагога, миква, заезд, базарная площадь, кладбище.

Лекция 2. Как раввинистическая ученость связана с экономикой, культурой и искусством

Автономия евреев в Польше и практическая важность галахи.

Махарал из Праги (1512-1609); Шолем Шахна (ум. 1558 Люблин); Моше Иссерлис (1520-1572 Краков); Исайя Хоровиц (Шела-hа-кадош, 1665-1630); Иоэль Сиркис (1561-1640, Люблин-Брест-Меджибож-Краков). Какие проблемы их волновали? (надлер, нееврейское вино). Ешивы и общинная структура, Ваад Четырех земель (1580 to 1764). Ярмарки (Люблин и Ярославль)

Разрушение общин (1648/50), возрождение, общины в XVIII-XIX веках.
Восстание Хмельницкого ("гзейрос ТаХ-ТаТ"), хроники Натана Гановера, турецкое владычество на Подолии (1676-83), Саббатианство, франкизм, Яков Эмден и Эйбешец, Баал-Шем Тов. Кризис XVIII века. Раздел Польши; кагал и отмена кагала (1844); когда у евреев появились фамилии; местечки и город; просвещение и ортодокcия; литваки и галицийцы; хасиды и миснагдим. Почему местечко не нашло своего места в капиталистической экономике.

Меджибож. Первое упоминание - 1509 год, "еврей Либерман". Нач. ХVII в. 36 еврейских общин в Подолии, самая большая - Меджибож (242 чел. в 1578 г.), Баре - 214 чел., в Сатанове - 91 чел. В других местах - порядка десятка семей. B нач. ХVII века ок. 500 человек (пара сотен семей) на всю Подолию. Около 20% евреев в сельской местности (не умело читать и писать на иврите).
Львов (евр. Лемберик). XIV в, , Казимир III, Стефан Баторий (1576-86), Ицхок б. Нахман, "Ди Голдене Ройзе" , 17 в. - Давид б. Шмуэль (ТаЗ), Йеhошуа Фальк (Пней Йегошуа), 1728 кровавый навет (братья Рейзес, 1728), диспут с франкистами (1757). В Австро-Венгрии: Judenordnung Марии-Терезии (1776), Toleranzpatent Иосифа II (1789), Kultusgemeind, маскили (Ицхок Эртер).
Жолква (Żółkiew), с 1593, привилегия (Stanisław Żółkiewski, 1600), саббатианцы (херемы 1688, 1716, и 1722), евр. типография (Jan Sobieski 1690), маскилы.
Черновцы (Поль Целан, Ицик Мангер, Элиэзер Штейнбарг; черновицкая конференция, 1908). Ружинский ребе и его дворцы (Новоушицкое дело 1838; Садгора; Довид Моше в Золотом Потоке и Чорткове).

Лекция 3. Культурное своеобразие украинского еврейства XVIII в.: к поэтике эпитафий и другое

Народное искусство, местный стиль (нaдгробные рельефы); Архитектура: синагоги и городское пространство.
Поэтика еврейских эпитафий: мост между двумя мирами. Зачем евреям два языка? "Мужской и женский" языки. Письменное и устное. Каббалистическая метафора "занавеса" (парохета) и метафора "перевода" (таргума). Эпитафии между двумя мирами (книжным и повседневным). Функция эпитафии и отражение в структуре. Эпитафия-маркер, эпитафия-молитва, эпитафия-ангел, эпитафия-свидетельство в Небесном суде. Нарратологический анализ - кто автор и читатель (пишется ли эпитафия для земного читателя или для вечности). Как используются библейские цитаты (непрямое цитирование, мозаичный стиль). Между народной и авторской литературой (есть ли метаэпитафия?). Между галахой и народной религией / суевериями.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments