מכל מלמדײ השכלתי (duchifat) wrote,
מכל מלמדײ השכלתי
duchifat

Categories:

Как было устроено еврейское местечко? И почему это до-капиталистическая система.


Хорошая (на три часа) лекция Крутикова о еврейском местечке и посвященной ему художественной литературе на идише, прочитанная на сеферовской школе в Глубоком в 2015 году (я слушал ее живьем). Первые 30 минут там историческое введение на тему, "что такое еврейское местечко?" По-моему, очень хорошее и четкое. Я собираюсь использовать это для своей лекции в Черновцах 5 июля на Самбатионе.

Тезисно:

- Польша к XVI веку была поделена между магнатами, полтора десятка семей (Синявские, Чарторыйские и т.д.), которые имели огромные владения и неограниченную власть.
- Магнаты создавали местечки для освоения новых земель (в частности, колонизации Подолии-Волыни)
- Частное местечко обслуживало прилегающую территорию в радиусе половина дневного переезда, было центром инфраструктуры
- Евреи появлялись в местечках на основании привилегий от магнатов (уплата налогов, строительство кладбища-синагоги-микве)
- Основные занятия: оптовая торговля, ремесла, арендаторство. Внешная торговля опасна, невыгодна, рискована. Пшеница (продавать не выгодно), лес, лен (парусина), кожа
- Денег нет, кредит дорогой (большие риски), натуральный обмен (до-капиталистический)
- Промышленности нет, обслуживание местечка, окрестных сел и магнатов. Местная самодостаточность.
- Арендаторство (например, мельница за городом), наследственная, регулируется. Оплата зерном, зерно перерабатывают в водку, там же корчма.
- Все регулируется талмудическим правом (например, нельзя перекупить, предложив большую цену), уголовное и имущественное право
- Автономия приводит к тому, что талмудическое право имеет практическое значение. Отсюда и ешивы и талмудическая ученость - из нужд практики, а не абстрактной философии для.
- Формально демократия, на деле олигархия, несколько семей управляют общиной. Демократия польская, заимствована у местных сеймиков.
- Всевозможные монополии (на соль, дрожжи, воск, мед, вино и т.п.). Зарплата раввина маленькая (должность незавидная), жена раввина зато, например, имеет монополию на дрожжи (необходимые для выпечки халы)
- Община ксенофобская, все схвачено, все функции наследственно распределены, не-местному человеку вписаться трудно
- Множество братств; погребальное братство очень почетно
- Два социальных класса жителей: домовладельцы (платят налоги и голосуют) и получатели пособий
- Налог с длины фасада дома, близкие к базарной площади дома дорогие; дома узкие и длинные
- Четыре типа синагог: большая (холодная) синагога (ди-калте-шуль), бейс-медраш профессионального братства, хасидский штибл, частный клойз.
- Три ценности: деньги, происхождение, ученость. Ученость покупают за деньги - богатый тесть обеспечивает ученого жениха 5 лет или 10 лет, благодаря этому низкая детская смертность.
- Кризис XVIII века (долги общин монастырям) привел к банкротству и обвалу Ваада Четырех земель, росту ремесленничества, планам конституционной реформы в Польше (не осуществленным из-за раздела Польши)
- В капиталистической экономике XIX века местечко своего места на нашло

Подводя итог и перерабатывая сказанное, я бы сформулировал два тезиса:
1) Колонизация => автономия на местах (у центральной власти нет сил всем управлять) самодостаточность => талмудическое право и ученость => местное культурное своеобразие (сюда и всем известный хасидизм, и никому кроме нас не известное искусство / эпитафии и др)
2) До-капиталистическая система: денег мало (натуральный обмен), олигархия, наследственные занятия, талмудическое право - на деньги не все можно перекупить, монополии, ориентация на обслуживание местного региона, нет промышленности
Subscribe

  • (no subject)

    На здешних латинских танцевальных вечеринках нехватает партнерш. Мне, по крайней мере. Среди латиносов больше мужиков. Причем не то, чтобы девушек…

  • (no subject)

    Хотел написать про сальсу, но неожиданно отвлекся на фейсбук, который почему то решил, что мой аккаунт стал подозрителен и удалил его.

  • (no subject)

    Если в офис стучится кто-то, рассуждающий про то, что у меня недостаточно грантов, нужно его встречать приветствием: - Деньги принес? - ...??? - Ну,…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments