מכל מלמדײ השכלתי (duchifat) wrote,
מכל מלמדײ השכלתי
duchifat

Categories:
Помещаю сюда описание моего мини-курса на предстоящем в Черновцах и Львове Самбатионе. Речь пойдет в основном об истории украинского еврейства, о том, что такое местечко: какую роль оно выполняло в эпоху колонизации Подолии и Волыни, каковы были отношения между магнатами, евреями, крестьянами и мещанами, почему в Польше (и Украине) сложилась уникальная среда, где евреи имели автономию и где изучения Талмуда было необходимо для практических нужд и почему местечко оказалось неприспособлено для нужд модернизации конца XIX века. Мы поговорим об устройстве местечка, его топографии (замок - базарная площадь - крепостная синагога - костел/церковь - центральные улицы - еврейские дома - заезды - дворец цадика - граница местечка - подземелья - кладбище); в чем функциональное и символическое значение этих объектов. Также мы поговорим о разных типах синагог (Большая крепостаная / "холодный" Шул - Бейс-Медраш - Штибл - Клойз), обсудим, чем еврейские дома отличаются от нееврейских, и почему они короткие и вытянутые, когда и почему появляется особый стиль еврейского искусства Украины, и что мы можем видеть сегодня на надгробиях (в Меджибоже) и росписях синагог (в Черновцах). Мы также поговорим о том, зачем евреям два языка (древнееврейский и идиш) и с какими каббалистическими концепциями связано двуязычие, как эпитафии выступают мостом между книжным и бытовым миром. Кроме того, мы вспомним историю хасидизма, хмельнитчины и саббатианства, обсудим, чем каббалистические мессианские идеи саббатианцев и франкистов отличались от хасидизма ребе Израиля из Ружина и кто принес идею царства в иудаизм на Подолье. Мы узнаем кто такой Осман-Баба, к каким последствиям привела ритуальная оргия в Лянцкоруни в 1755 г., отдавал ли Ружинский ребе приказ убить и расчленить трупы доносчиков Оксмана и Шварцмана, и как это повлияло на синагоги Тиферет-Исраэль и Хурва в Иерусалиме, похожа ли колонизация Подолии польскими магнатами на колонизацию Карибских островов голландцами и англичанами, почему прихода Мошияха ждали именно в 1666 г., и другие детективные истории. Мы также прочитаем уникальную двустороннюю надпись из Меджибожа 1555/1669 годов, обсудим для кого пишутся эпитафии, как они выступают свидетельством в Небесном Суде, что такое "Узел Жизни", "человек непорочный и прямой" и "женщина скромная и важная" и как понятия еврейского искусства и эпитафий живут между официальной галахической и народной религией и культурой. Все это я расчитываю обсудить за три мини-лекции!

Subscribe

  • (no subject)

    Читаю книгу М. Р. Гинзбурга про эриксоновский гипноз (есть в сети). Это научная книга, точнее учебник (очень обстоятельный) базового курса гипноза…

  • (no subject)

    Элегуа выглядит ребенком или стариком (начало и конец) добрым или злым (красное или чернoе поле). Он дает знаки, когда не знаешь, какое решение…

  • Альмахтикер, эфн ди тир!

    There is no spoon, Neo!

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments