מכל מלמדײ השכלתי (duchifat) wrote,
מכל מלמדײ השכלתי
duchifat

Categories:

истoрия караимов vs. история бухарцев

Читая статью в энциклопедии подумал, что интересно сравнить, как излагается история евреев в Крыму с тем как излагается история евреев в Среднией Азии. В Крыму есть еврейские надписи 1-5 веков н.э., есть туманные и сомнительные сведения о евреях в последующий период (например, сомнительное свидетельство Псахйи Регенсбургера о караимах с Северном Причерноморье) и есть памятники из Чуфута с 14 века и из Мангупа с 15 века. Стараниями Гаркави, а в последние 10 лет и ДШ (и АФ) мы считаем, что евреи (крымчаки и караимы) появились в Крыму в 13 веке, после татарского завоевания.

В Средней Азии есть надписи из Мерва 6-7 вв (так считается), есть одно упоминание "Маргуана" в Талмуде, есть смутные намеки (в Деяниях Апостолов и в Талмуде), что в 1 в н.э. были говорящие по-парфянски евреи. Есть отдельные эпизoдические упоминания о евреях в Хорасане в 7-12 в арабской и персидской литературе и совсем уж смутные два или три упоминания о евреях в Заречье (которое и есть Средняя Азия) в странных населенных пунктах. Есть свидетельство баскского еврея-путешественника Bениамина Тудельского о евреях в Самерканде в 12 веке накануне татарского завоевания.

Ясно, что евреи в Мерве в 3-7 вв. не имеют никакого отношения к современным евреям Туркменистана. Ясно, что Хиви аль Балхи имеет малое отношение к бухарским евреям. Фактически бухарские евреи в современном смысле прослеживаются с 16 века, когда возник первый еврейский квартал в Бухаре и когда резко затруднились контакты между Ираном (где ко власти пришли шииты) и Средней Азией (где ко власти пришли узбекские суннитские династии). Из Бухары евреи распространаются в 18-начале 19 века в Самарканд (где в середине 18 века евреев не было) и образуют другие более мелкие общины.

Если руководствоваться караимоведческой логикой, то историю бухарских евреев нужно излагать начиная с 16 века, т.к. до того в Средней Азии евреи хоть и встречались, но это были не бухарские евреи. Обычно же начинают с Ахеменидов и Парфянского царства. Гаркави на них нету. Одной из причин этого является тот факт, что бухарцы - наши, хорошие евреи и "опровергaть" их историческую мифологию никто не хочет и не заинтересован. А караимы плохие, и дело даже не в непризнании Талмуда и службе в войсках СС (кто про это помнит), а вот в категорическом непризнании и отмежевании от Сохнута-Хабада и подобных структур, от мирового еврейства то есть. А раз так, то подойдем к ним по всей строгости позитивистской науки, и источники их рассмотрим под критическим микроскопом, не оставляя камня на камне от исторических мифов.
Subscribe

  • (no subject)

    Стал читать (увы, в Википедии) про методы сокращения размерности и анализ главных компонент, узнал много новых слов и имен. :) Вот например статья…

  • (no subject)

    Прочитал по ссылке у roman_kr на работы советский физиков o Commensurate-incommensurate phase-transition. А конкретно вот эту статью в швейцарском…

  • (no subject)

    Заглянул в книгу В. И. Арнольда "Экспериментальное наблюдение математических фактов" ( https://www.mccme.ru/free-books/dubna/via-exp.pdf) " Случай n…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments