מכל מלמדײ השכלתי (duchifat) wrote,
מכל מלמדײ השכלתי
duchifat

Categories:

откуда пошел порядок алфавита

Наткнулся (на Academia.edu) на несколько очень интересных статей эпиграфиста проф. Аарона Демского из Бар-Илана про развитие алфавита и ранние еврейские и прото-ханаанские надписи и про еврейские имена.

The Interface of Oral and Written Traditions in Ancient Israel: The Case of the Abecedaries (Интерфейс между устной и письменной традициями в древнем Израиле: случай абацедариев)
Самая интересная часть там связана с эпиграфическими памятниками, свидетельствующими о развитии алфавита. Келендарь из Гезера - пример надписи, которая была сделана в учебных целях, с одной стороны, чтобы запомнить порядок месяцев, с другой стороны, попрактиковаться в письме.

Алфавиту из 22 букв (финикийскому или древнееврейскому, распространившемуся с конца 2 тыс до н. э. среди всех западных семитов) предшествовал более древний ханаанский (или прото-ханаанский, или протосинайский - терминология различается) алфавит, число букв в котором достигало 27-28 (в пра-семитском языке 27 или 28 согласных фонем); был еще Угаритский клинописный алфавит. Эти алфавиты уже следовали современному порядку букв ("абгад", ат алефа до тава). В ханнанском алфавите число букв, их ориентация и направление письма еще не устоялись. То есть буквы могли писаться верх ногами или лежащими на боку, могли писать как справа налево, так слева направо, бустрафедоном (строка туда, строка обратно) или сверху вниз. Форма букв немного отличалась от финикийской, например, каф была ладонь таки с распальцовкой из пяти пальцев.

В Израиле были найдены две алфавитные надписи (абацедарии), служившие для тренировки жрецов, рубежа XI и X веков, в Изабет-Сартах и в Тель-Зайт, обе публиковал Демской. В этих надписях просто перечислены буквы по порядку. Но есть отличие: в надписи Изабет-Сартах зайн-хет и пеи-айн (последнее есть также в акростихе в книге Плача Иеремии).

В надписи Тель-Зайт переставлены вав-hе, хет-зайн, ламед-каф и пе-айн. По мнению Демского, это свидетельствует о том, что алфавит заучивался при помощи мнемонического стихотворения, состоящего из пяти категорий
1. Домашнее хозяйство: алеф (бык), бет (дом), гимел (верблюд), далет (дверь), hей (фигура человека), вав (крюк, колышек или дверная петля)
2. Поле: зайн (зет - олива, зайн=копье появилось позже под арамейским влиянием), хет (пшеница), тет (перекресток?)
3. Рука: йод (рука), каф (ладонь), ламед (трость). Демской отмечает параллелизм глаголов алаф-ламад
4. Вода: мем (вода), нун (водная змея), самех (рыба)
5. Голова: айн (глаз), пе (рот), саде (макушка ?), куф (череп ?), реш (голова), шин (зуб), тав (клеймо)

Силлабическая структура: 6 + 3 + 3 + 3 + 7, то есть, по мнению Демского, это был учебный стишок с определенной нестрогой симметрией, шесть слогов, три куплета по три, и - крещендо - семь.
При чем тут перестaновки букв (вав-hе, хет-зайн, ламед-каф и пе-айн)? Они всегда оставались в той же категории.

По моему, очень мило.

Казалось бы, как можно придумать такое в XXI веке, все давно пересмотрено и передумано миллионами людей, а вот тоже наука.

PS. Поговорите со мной про западносемитские алфавиты, плиз,. а не про Трампа? :)
Tags: epigraphy
Subscribe

  • (no subject)

    На мой взгляд (это я все про трактат Аркадьева думаю), бесконечность возникает не в языке (с его потенциальной возможностью бесконечной рекурсии) а…

  • (no subject)

    Правильно ли я понимаю, что слово "Европа" происходит от финикийского слова для Запада, однокоренного с эрэв, маарав, Магриб и т.п.?

  • (no subject)

    Сформулирую все-таки мнение о трактате Аркадьева. Он заявляет, что сущность человека состоит "в конфликте между языком и доязыковой тенью…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments