מכל מלמדײ השכלתי (duchifat) wrote,
מכל מלמדײ השכלתי
duchifat

Заодно внес некоторые исправления и дополнения в книжку на Лулу, сборник моих статей о бухарских евреях. Обложка теперь выглядит так:



Ниже полемический отрывок из предисловия о том, почему я считаю (хотя мне никто не верит), что культурная деятельность бухарцев в Америке стоит на более высоком уровне, чем такая же деятельность русских

Я не устаю повторять, что достижения бухарских евреев в Нью-Йорке вызывают у меня восхищение, и это отнюдь не грубая лесть. Просветительская, культурная деятельность всегда была важнейшей компонентой духовной жизни выходцев из СССР. Однако в Америке, в силу местных традиций, изучение еврейских классических текстов происходит либо в рамках религиозных заведений (йешив, коллелей), либо в рамках академических структур (участие в которых требует профессионального занятия иудаикой). Привычное русскоязычным евреям секулярное изучение еврейских текстов и истории в качестве культурной активности не распространено, либо ориентированно преимущественно на пенсионеров. Русские евреи из европейской части СССР, приезжая в Америку, как правило, видят свою основную цель в скорейшей адаптации в США, стараясь перенимать опыт американцев, и не стремятся проявлять инициативу, создавая собственные кружки или структуры, направленные на изучение еврейской культуры, если только такая деятельность не востребована американскими еврейскими организациями. В результате, потенциал русских евреев в отношении своей еврейской культуры часто остается нереализованным.

В отличие от этого, бухарские евреи создают собственные структуры, само наличие которых крайне важно. Например, многие ли знают, что в Квинсе существует созданный Ароном Ароновым и Имонуэлем Рыбаковым бухарско-еврейский музей, пока не внесенный ни в какие туристские путеводители по Нью-Йорку? Конечно, по масштабу его не сравнить, например, с Еврейским музеем на Манхеттене. Но он создан без оглядки на американцев, которые и не подозревают о его существовании, а из внутренней потребности общины. Другой пример – еврейские школы. Многие русские евреи были бы не против дать детям хотя бы основы еврейского образования. Но платить, как это принято у американцев, за обучение в еврейской школе порядка тысячи долларов в месяц за каждого ребенка иммигранты не готовы, потому русскоязычные дети в еврейских школах учатся редко. Бухарские евреи при финансовой поддержке Льва Леваева открыли в Квинсе образцовую «Квинс-гимназию», где обучение бесплатно. Мой сын тоже учится в этой школе. Нет у русских евреев и ничего подобного общественному научному центру «Рошнои», в котором бухарско-еврейские ученые на общественных началах в свободное время занимаются изучением своей истории и культуры. Разумеется, все эти начинания тоже не лишены проблем. Нередко они страдают отсутствием единой стратегии по отношению к развитию бухарско-еврейской культуры в Америке. Например, в «Квинс-гимназии» преподавание ведут учителя-ашкеназы в духе обычных американских ортодоксальных школ, нет попыток изучать специфическое наследие среднеазиатского иудаизма, бухарско-еврейскую историю, литературу или традицию. Не всегда любительские научные исследования соответствуют академическому уровню. Но ведь все это создано за несколько лет (бухарские евреи стали массово прибывать в Америку в 1990-е годы) практически с нуля на пустом месте, без внешней помощи, без Сохнута, Джойнта или Хабада, на которые привыкли полагаться русские евреи. Поэтому я уверен, что опыт и достижения бухарских евреев заслуживают уважения и внимания далеко за пределами бухарской общины. Значительная часть моих статей, вошедших в данную книгу, посвящена этой теме.
Subscribe

  • (no subject)

    Путин нахамил Байдену (или какому-то журналисту?), процитировав слова Остапа Бендера "обращайтесь во Всемирную лигу сексуальных реформ". Это в ответ…

  • The Peril of Politicizing Science

    Насчет статьи химика Крыловой, американского профессора донецко-московско-иерусалимского розлива, не могу понять, почему так много людей жалуется на…

  • (no subject)

    В молодости (ну, лет в 35) я думал, что с возрастом меня все больше будет интересовать религия, со временем стану религиозным. Еще я думал, что…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments