מכל מלמדײ השכלתי (duchifat) wrote,
מכל מלמדײ השכלתי
duchifat

Categories:

статья про надпись из Силоамского туннеля на сайте Берковича

http://www.berkovich-zametki.com/2016/Zametki/Nomer11_12/Nosonovsky1.php
Моя статья про надпись из Силоамского туннеля на сайте Берковича, с рассказом про Мозеса Шапиру, Конрада Шика и с попыткой некоторого анализа надписи. Выводы:

"Следует последовательно отделить содержание надписи от ее интерпретации, возникшей в 1880е годы. На мой взгляд, упоминание "голосов каменоломов" является интерпретацией, как и "трещина" в скале. То же относится к высоте скалы над головами кaменоломов. Если мы примем во внимание, что "каменоломы", חוצבים, вообще упоминаются в надписи только один раз (а не три, как в реконструкциях эпиграфистов), в семантическом параллелизме с גרזן "киркой" (ср. Исайя 10:15), это значительно уменьшит проблему неожиданной центральной роли этих работников, противоречащей их малозначительной роли в социальной структуре древнего общества. Аналогичная ситуация имеет место с надписью из Мецад-Хашавягу (ее содержание становится гораздо более правдоподобным, если считать ее поэтическим текстом, а не документом, отстаивающим права батрака), с остраконом из Хирбет-Кеяфы (интерпретация которого проф. Галили в качестве декларации о социальной справедливости выглядит фантастично) и с "иерусалимским папирусом" (интерпретация, согласно которой папирус написан высокопоставленной женщиной, вызвала обвинения со стороны проф. Роллстона в сенсационности и предположение о том, что документ является подделкой). 

Требует дальнейшего изучения роль М. Шапиры на ранних этапах исследования надписи.

После всех этих оговорок мы, тем не менее, приходим к выводу, что надпись из силоамского туннеля является уникальным памятником как по своему содержанию (описание технических деталей инженерного достижения), так и по месту расположения (внутри туннеля, вдали от людских глаз). В отличие от других западносемитских строительных надписей, она обладает нарративностью. В ней присутствует сюжет, а не просто описывается статическая ситуация. Это роднит ее с древними литературными сочинениями. В определенном смысле эта надпись занимает промежуточное положение между строительными надписями, объясняющими назначение сооружения, на котором они выбиты, и литературными текстами. Было бы соблазнительно объяснить это влиянием библейской книжной культуры в древней Иудее (и особенно в Иерусалиме), которое и привело к некоторой литературности даже в утилитарной строительной надписи. 
"
Tags: epigraphy
Subscribe

  • (no subject)

    Путин нахамил Байдену (или какому-то журналисту?), процитировав слова Остапа Бендера "обращайтесь во Всемирную лигу сексуальных реформ". Это в ответ…

  • The Peril of Politicizing Science

    Насчет статьи химика Крыловой, американского профессора донецко-московско-иерусалимского розлива, не могу понять, почему так много людей жалуется на…

  • (no subject)

    В молодости (ну, лет в 35) я думал, что с возрастом меня все больше будет интересовать религия, со временем стану религиозным. Еще я думал, что…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments