מכל מלמדײ השכלתי (duchifat) wrote,
מכל מלמדײ השכלתי
duchifat

Category:
Пытался поставить это в блог на сайт Берковича, но там блог почему-то перестал работать, от того воткну сюда:

Пока нахожусь в Иерусалиме, хожу по вечерам понедельника на занятия к замечательному и известному многим Менахему Яглому. Уроки проходят в Нахлаоте в кaморке-офисе на Гева-Шева, обклеенном изображениями из каббалистических книг. Яглом ведет занятия по каббалистической книге Моше Кордоверо (РаМаКа) Томер-Двора. Вообще-то это произведение по этике (оно даже входит в обязательный круг чтения мусарников в духе Слободки), но написанное с каббалистических позиций, точнее, с позиции древа сфирот.

Понятно, что такой преподаватель, как Яглом, высказывает множество интересных идей, каждая из которых при желании может быть развернута в целую статью как минимум. Поэтому я даже не буду пытаться пересказать содержание занятий, ограничусь одной мыслью, которая прозвучала вчера, когда обсуждался эпитет קונה "коне", т.е. Творец, или, если совсем буквально, "приобретающий".

Яглом заметил (ссылаясь на Тиккуней-Зохар), что глагол קנה "создавать" является "именем всех вещей", поскольку от него происходит и קן "гнездо", и תיקון "исправление" (тиккун), но, главное, קנה "тростник" или "перо". Разумеется, это все "народные этимологии", каббалистические книги - это не труды по лингвистике. Но каким же образом и в каком смысле слово קנה может быть именем любой материальной вещи? Это связано с представлением о "Книге Писания" и "Книге Природы" (этим, кстати, увлекался Исаак Ньютон). Физический мир (Книга Природы) в рамках одной из каббалистических метафор является пером, которым записывается Тора. Более привычно представление о том, что Тора - это чертеж, согласно которому создавался мир. Но здесь речь немного о другом: для реализации законов Торы необходим физический мир, который таким образом является "пером", при помощи которого Тора записывается. Поэтому слово "перо" является именем любого физического предмета.

Другая прозвучавшая мысль относилась ко "второчной простоте" פשטית שנית, которую достигают праведники, если начинают жить как обычные люди (своеобразный дауншифтинг), что граничит с антиномизмом (отказом от мицвот); поэтому, кстати, каббала и служила источником всех еретических учений вроде саббатианства - грань здесь тонка, и разговор перешел на דתל"ש, снявших кипу харедим, чья жизнь все равно вращается вокруг Торы.

Почтенная Хава Карзакова вспомнила слышанный ею же вчера в институте Ван-Лир доклад проф. Сары Свири про персидское стихотворение Руми "Шифруя имена" о Иосифе и Зулейхе (перевод можно прочитать, например, здесь http://hojja-nusreddin.livejournal.com/374598.html). Юсуф и Зулейха - стандартный восточный (персидский) сюжет, о нем писали Фирдоуси, Руми, Джами; есть поэма с таким названием и у основоположника персидско/бухарско-еврейской поэзии Шахина Ширази (ХIV в.). В суфийской интерпретации Руми для Зулейхи (жены библейского египтянина Потифара) любое слово звучало как имя возлюбленного, Иосифа Прекрасного:

Во всём, влюблённая Зулейха*
Слыхала лишь Юсуфа имя -
От персика до сельдерея,
Его на языке пружиня.

И щебеча сама с собою,
Она, любя Юсуфа страстно,
Была поглощена любовью,
Кодируя «Юсуф» во фразах.

Смысл фразы: ”Свечку плавит пламя”,
Ей был: “Юсуф – моё желанье!”

Код был во фразе: “Месяц ярок”,
Или: “Чадит свечи огарок”,

Или: “Дрожат от ветра ветки”,
Иль: ”Слышу, плачут чьи-то детки”,

Или: “Как пахнут эти розы”,
Или: ”Ударили морозы”,

Или: ”Мне выпалa удача!”
Или: “Весь день от горя плачу”,

Иль: “Водонос у врат стучится”,
Иль: “Надо козам дать напиться”,

Иль: “Эти овощи прекрасны”,
Иль: “Ночи стали снова ясны”,

Иль: “Облака - навстречу ветру”,
Или: “Ковры пора проветрить”,

Хвалили что-то её губы,
Иль жаловались, рыдая, -
Всё было только про Юсуфа,
На время суток невзирая."


Вот какие интeресные занятия бывают в Иерусалиме. Вряд ли в Америке вы найдете что-то подобное.
Subscribe

  • (no subject)

    Любопытная статья про то, что скорость звука в твердых материалах ограничена величиной 36 км / с, точнее, V/c= alpha (m_e/2m_p)^1/2, где alpha -…

  • лытдыбр

    Получаю огромное удовольствие от того, что езжу на работу каждый день на троллейбусе №3 или на маршрутке К258 через Литейный мост и через весь…

  • Baelemos Bachata

    Хочу танцевать бачату. День без бачаты приводит меня к субдепрессии.

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments