מכל מלמדײ השכלתי (duchifat) wrote,
מכל מלמדײ השכלתי
duchifat

Categories:

Экскурсия в Малху с Ицхаком Фишелевичем

Постоянная ссылка: http://blogs.7iskusstv.com/?p=57938

Побывал на экскурсии с с замечательным гидом Ицхаком Фишелевичем (амута "Место Встречи") в иерусалимском районе Малха, там, где стадион "Тедди Коллик", желездодорожная станция и молл (קניון "каньйон", как говорят на иврите) "Малха".

Здесь было поселение еще в начале второго тысячелетия до н. э. Предполагают, что в библейские времена здесь был иудейский городок מנחת Манахат, который и дал название арабской деревне المالحه Aль-Малиха или Малха (звуки "н" и "л" легко чередуются, а окончание женского рота "-ат" легко заменяется на "-а"). Официально сегодня этот район -- "Манахат", но все называют его מלחה Малха.

Во время войны за независимость 1948 г. здесь был тяжелый бой, погибло 18 бойцов организации Эцель (Иргун Цваи Леуми), которая в Иерусалиме, наряду с Хаганой и Лехи, выполняла функции армии. После в Малхе поселили репатриантов из Ирака и Туниса, пытались создать мошав, но из этого ничего не вышло. Для восточных евреев, во многом городских, привыкших к общинной организации, когда все решают старейшены, мошав не был органичной формой организации жизни. Сейчас это фешенебельный светский район столицы.

В Израиле перемешано еврейское и нееврейское. Местные русскоязычные экскурсанты любят все, относящееся к христианству, и даже еврейский гид уделяет большое внимание этим историям. Ицхак рассказал нам, со ссылкой на какого-то историка из Тбилиси, историю про то, что жители Малхи были, якобы, не арабами, а грузинами, перешедшими впоследствие в ислам и на арабский язык.

Оказывается, источником этой истории была делегация из Тбилиси, посетившая Израиль в 1960 г. и состоявшая из Ираклия Абашидзе, Акакия Шанидзе и Георгия Васильевичa Церетели. Последний, кстати, знаменитый советский семитолог и востоковед. Делегацию интересовал грузинский Монастырь Креста, где, как считается, похоронен Шота Руставели, в Долинe Роз (Вади-иль-Вард) совсем рядом с нынешним зданием Кнесета. В связи с этой поездкой Ираклий Абашидзе нашел запись, сделанную неким деканозом Кончошвили, который путешествовал по Палестине в XIX веке:

"Поблизости от Крестного монастыря, в так называемой "лощине роз", находится местечко "Малха". В нем живет 600 человек обоего пола. Ходит молва, будто жители "Малха" являются потомками переселенных сюда в пятом веке, во время царствования Вахтанга Горгасала, грузин для защиты Крестного монастыря от врагов. Они позабыли родной язык и веру отцов. Но по наслышке всё же знают, что являются потомками переселенных сюда некогда с далекого севера иноплеменников, и называют себя "гурджами"... Лицом, характером и обычаями они отличаются от живущих по соседству с ними арабских племен".

В наше время такие истории оказались неожиданно востребованы у некоторых израильтян. Почему? Любая нация была сконструирована, а арабская - совсем недавно. Можно попробовать ее деконструировать: сказать, что жители Малхи были не арабами, а грузинами, жители Абу-Гоша - нe арабами, а черкесами, жители Гуш-Халава - нe арабами-маронитами, а арамеями, жители хевронского нагорья - обращенными в иудаизм евреями, и так далее. На риторическим уровне это делает позиции арабского национализма менее сильными. Беда только в том, что жители Абу-Гоша и Хевронского нагорья не обратят ни малейшего внимания на эти попытки и будут продолжать считать себя арабами.

Библейский же Манахат (מָנַחַת) упоминается в Танахе один раз (1 Хрон 8:6):
וְאֵלֶּה, בְּנֵי אֵחוּד; אֵלֶּה הֵם רָאשֵׁי אָבוֹת, לְיוֹשְׁבֵי גֶבַע, וַיַּגְלוּם, אֶל-מָנָחַת.
"И это сыны Эхуда, это главы семей жителей Гевы, которые были уведены в плен в Манахат"

Фотографии с экскурсии

Ицхак рассказывает, наиболее старательные экскурсанты конспектируют! :)


Памятник 18 бойцам Эцеля, павшим при битве за Малху в 1948 году.


Эмблема "Иргун Цваи Леумеи" ( Эцель) на памятнике: изображение всей Палестины (включая нынешнюю Иорданию), винтовка со штыком и девиз "Только так!"


В прошлом синагога тунисских евреев, теперь Хабад:

Минарет бывшей мечети - архитектурная доминанта района:

Синагога иракских евреев:

Когда-то арабский, теперь еврейский дом постройки 1930х годов:

Эпитафия на мусульманском кладбище:

Цветут клонийоты (анемоны):



Некоторые улицы названы в честь кораблей времен нелегальной алии. Печально известная "Струма", почти все пассажиры которой погибли после того, как она была потоплена советской подводной лодкой:


Эксодус из Европы. Ошибки в огласовке (камац вместо патаха) в Израиле не являются чем-то необычным:

Не мог я пройти и мимо улицы, назаванной в честь малоизвестного библейского героя Амасы, про которого на вывеске сказано, что он был военным министром во времена царя Давида:


Постоянная ссылка: http://blogs.7iskusstv.com/?p=57938
Subscribe

  • (no subject)

    Путин нахамил Байдену (или какому-то журналисту?), процитировав слова Остапа Бендера "обращайтесь во Всемирную лигу сексуальных реформ". Это в ответ…

  • The Peril of Politicizing Science

    Насчет статьи химика Крыловой, американского профессора донецко-московско-иерусалимского розлива, не могу понять, почему так много людей жалуется на…

  • (no subject)

    В молодости (ну, лет в 35) я думал, что с возрастом меня все больше будет интересовать религия, со временем стану религиозным. Еще я думал, что…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments