מכל מלמדײ השכלתי (duchifat) wrote,
מכל מלמדײ השכלתי
duchifat

Categories:

Был сегодня на занятии у Яглома

Был сегодня на занятии у Яглома по каббалистической книге р. Моше Кордоверо "Томер Двора". Яглом выдал сегодня красивых идей больше, чем я способен переварить. Тем не менее, записываю что запомнил в своей интерпретации:

1. Есть известное высказывание из Пиркей Авот о том, что первые щипцы были созданы на закате (бен hа-шмашот) в пятницу недели творения (как бы на грани чудесного и естественного). Щипцы нужны, чтобы кузнецу изготовить другие щипцы. Яглом сказал, что на этом можно было бы разработать талмудическую антропологию. Человека отличает способность при помощи одних инструментов делать другие инструменты. Я подумал (и попытался сказать, хоть и не был понят), что речь о хомскианской рекурсии. По одной из теорий, человека отличает язык, а человеческий язык отличается от языка животных способностью к встроенным конструкциям (т.е. к рекурсии, в конечном счете - к рефлексии).

2. Читали главy, где говорилось и сефире "Малхут" (в предыдущих главах речь шла о более высоких сефирах). Я-м сказал, что сефира малхут соответствует народу Израиля, Шхине, Луне и Устной Торе. У Малхута нет ничего своего. Насколько я понял, это подобно тому, как Устная Тора не существует в записанном виде, а существует в мудрецах, живет в их головах. По-моему очень любопытная идея (примерно как информация не существует сама по себе, а имеет материальный носитель, но сама не имеет ничего материального). В этом смысле Малхут может существовать только в одиночестве, то есть или отшельничество и аскетизм, или (при обзаведении собственным материальным имуществом) потеря связи с более высокими ступенями.

3. Задали вопрос, а почему тогда молятся в миньяне, а не по-одиночке. Яглом сказал, что это средневековое явление, мудрецы древности, эпохи талмуда, вполне могли и по-одиночке. Это скорее связано с галутом и слабостью жизни в диаспоре в качестве меньшинства.

4. Спросили, а как отличить отшельника от БОМЖа? Яглом стал рассказывать о знаменитом (якобы, всем известном) персонаже, самой загадочной фигуре ХХ века, некоем Шушани, научившем Торе Левинаса, Маниту и прочих французов вроде Дерриды и Эли Визеля. :) Этот Шушани был бомжом и жил под мостом, где он научился Торе - непонятно (хотя про него ходили слухи, что он владеет огромными латифундиями в Южной Америке), Эли Визель однажды заглянул в драный чемодан, с которым этот Шушани ходил, и обнарушил пачки купюр, про Шушани вообще много легенд. :)

5. На прошлом занятии обсуждали предыдущие сефирот. Я так понял, что Письменная Тора это Тиферет, а Нецах и Ход идут в паре, как Моисей и Аарон, и означают пророчество. Ну, в целом это некая интеллектуальная игра, своебразная диалектика из десяти инстанций, позволяющая разобрать как идея абстрактной справедливости и суда превращается в какие-то конкретные вещи. Хотя книга Томер-Двора - это этическая книга и упор там на соблюцение разных заповедей, связанных с сефирот.
Subscribe

  • (no subject)

    Согласно Карлу Юнгу, есть вертикальные причинные связи между событиями и есть горизонтальные - синхроничность. (Единственное, увлекаться поиском…

  • (no subject)

    Читаю вот этот странный сайт https://kniganews.org нигде не написано, кто автор. Явно человек хорошо понимаюший проблемы современной физики. Кто…

  • (no subject)

    Немного эзотерики в ленту. Если вы интересуетесь юнговской синхронией (это я тут с одной знакомой преподавательницей танцев из Питера обсуждал), то…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments