מכל מלמדײ השכלתי (duchifat) wrote,
מכל מלמדײ השכלתי
duchifat

Categories:

Сходил на еще одну экскурсию по нееврейскому Иерусалимy: Германская Колония

Постоянная ссылка: http://blogs.7iskusstv.com/?p=58643

Сходил, для расширения крyгозора, на еще одну экскурсию по нееврейскому Иерусалиму. На этот раз - по Германской Колонии с гидом Татьяной Вишневецкой.

Говоря об истории сионизма, обычно мы считаем предтечами этого движения Леона Пинскера или, в лучшем случае, раввинов XIX века Цви-Хирша Калишера, Элийаhу Гутмахерa и Йehудy Алкалая. Некоторые историки обращает внимание на другой, совсем нееврейский источник: протестантов XIX века, нaпример, движение темплеров (Tempelgesellschaft или Jerusalemfreunde), не путать с католиками-тамплиерами, те по-английски пишутся с другой буквой: Templars, а не Templers. Это отколовшаяся от меннонитов конфессия, двоюродные братья знакомых нам в Америке амишей!

Темплеры считали себя настоящим Израилем, и в 1860е годы (за пару десятилетий до российских еврейских палестинофильских движений вроде Ховевей Сион или Билу) занялись созданием поселений в Палестине. В какой мере немецкие "иерусалимолюбы" повлияли на восточно-европейских "палестинофилов", мне не вполне ясно. Колонии темплеров существовали в Иерусалиме, в Хайфе, в Тель-Авиве (Сарона) и нескольких других местах Палестины. Вот что написано в анонсе экскурсии:

"Темплеров и сионистов связывало духовное родство: по началу, они очень помогали друг другу, многому друг у друга учились. Но с другой стороны между темплерами и сионистами была конкуренция, борьба идей, спор о том, кому же в конечном итоге достанется эта земля."



Отношения темплеров с евреями были непростыми, а в ХХ веке, согласно официальной версии, большинство из них поддержали Гитлера и геноцид еврейского народа, поэтому в 1948 году они были изгнаны из Израиля в Германию. Вот что сообщает Еврейская электронная энциклопедия:

"Среди темплеров в Эрец-Исраэль вместе с ослаблением религиозного рвения начал развиваться немецкий национализм, а затем и склонность к нацизму (см. Национал-социализм). В январе 1932 г. К. Руфф основал Палестинскую национал-социалистическую партию. В квартире главы иерусалимского филиала партии Л. Буххалтера были позднее найдены документы, свидетельствующие о ее связях с германскими нацистами. В сентябре 1939 г. в партии было около 350 членов, и около половины темплеров состояли в других созданных нацистами организациях."



Помимо темплеров, были в XIX веке и настоящие христианские сионисты, поддерживающие еврейскую колонизацию Палестины, прежде всего англичане, например, Лоуренс Олифант. Протестанты сыграли ключевую роль в модернизации Иерусалима в XIX веке.

Историки, такие как Исраэль Юваль, пишут о влиянии христианского мессианизма на еврейский. С. Рузер отмечает:

"В определенном смысле Юваль, Лимор, Горовиц и ряд других авторов могут быть отнесены к числу «новых историков» - термин, которым поначалу обозначали группу исследователей, предложивших кардинальную ревизию истории сионизма и государства Израиль. Как и в случае с этими «первоначальными новыми», упомянутые работы исследователей средневекового периода взаимоотношений евреев и христиан вызвали резкие возражения и споры, в том числе и в самой академической среде.38


С другой стороны, результаты новых исследований демонстрируют, что несмотря на обострение вражды между евреями и христианами продолжалось столь характерное для более ранних периодов «перетекание» идей, в том числе и заимствование евреями важных элементов религиозного мировоззрения их христианского окружения. Публикуемая во 2-м номере Вестника в русском переводе статья И. Юваля39 может служить ярким образчиком исследований этой «новой волны».40 Важно отметить, что предметом заимствования здесь оказывается целый спектр идей и поведенческих реакций, связанных с одной из центральных осей еврейского мировоззрения - мессианизмом. В этом смысле статья Юваля предлагает ревизию концепции, представленной, в частности, в работах Гершома Шолема и (позднего) Ицхака Бера, - концепции, согласно которой влияние средневекового христианства на современное ему еврейство касалось лишь второстепенных деталей религиозной мысли или культа, не затрагивая сферы «аутентичного еврейского духа».41


И еще одна характерная черта исследований «новой волны»: в целом ряде работ документы средневекового периода используются как отправная точка в попытке заново осмыслить происходящее в периоды, далеко отстоящие от Средневековья (longue durée). В публикуемой в этом номере «Вестника» статье Райнера42 речь идет о попытке восстановить процесс развития некоторых письменно зафиксированных в Средние века традиций на гораздо более ранних исторических этапах. И, наоборот, в статье Юваля, которая должна появиться во следующем номере, анализ влияния христианского окружения на формирование еврейских мессианских концепций и движений в Средние века позволяет по-новому взглянуть на пробуждение мессианских тенденций в еврействе 19-го века и на процессы, сопровождавшие зарождение сионизма."



Германская колония находится рядом с улицей Эмек Рефаим, расположенной в начале библейской Долины Рефаимов, עמק רפאים‏‎. Что понимали под рефаимами ("исполинами") в Танахе и среди западных семитов Ханaана - отдельная увлекательная тема (https://en.wikipedia.org/wiki/Rephaite).

Татьяна Вишневецкая рассказывает про монастырь Der Schwestern vom hl. Karl Borromaus


Бывший немецкий кинотеатр "Ориент", после независимости Израиля - "Смадар", ныне кафе и отель; реклама фильма иранского режиссера.


Немецкий дом с библейской надписью "Восстань, виоссияй, ибо придет свет и слава божья тебе" (...קומי אורי) (Исайя 60:1)


Немецкий дом с библейской надписью "Ибо господь любит врата Сиона более всех красот Иакова"


Кладбище немецкой колонии, памятник немцам, погибшим в Первую и Вторую мировую войны, сражавшихся на стороне нацистов, насколько я понял.



Дом, где жил поэт Йегуда Амихай:


"Печально это, быть главой города Иерусалима. Ужасно это. Как будет человек главой такого города? Что cтанет делать в нем? Будет строить и строить и строить. А ночью приблизятся камни с гор, что вокруг, к домам. Как волки приходят выть на собак, сделавшихся рабами людей."


Как нибудь отдельно я напишу про израильскую экскурсионную политику. Русские израильтяне и гиды почему-то любят все, относящееся к нееврейским народам. Компания "Israel2go для израильтян", организовавшая этот тур, устраивает экскурсии, посвященные самым разным народам и национальным меньшинствам, похоже, кроме еврейского:

"Тайное общество Масонов в Святом городе "
"Омерзительно великолепный век " - про османо-мусульманский Иерусалим, кстати, очень хорошая экскурсия (6 января)
"Иерусалим c грузинским акцентом" (23 февраля)
"Джиш - молочные берега" - про арабов-маронитов (11 февраля), я хотел поехать на эту экскурсию, но ее отменили
"Двери в Армению" (3 февраля)
"Прогулки по Иерусалиму: Немецкая колония" (31 марта)
"Иорданское королевство в Иерусалиме" (14 и 28 апреля)


В Израиле никого такая тематика не удивляет. Hаоборот, все удивляются моему удивлению и не понимают подозрения в миссионерстве. :)

Постоянная ссылка: http://blogs.7iskusstv.com/?p=58643
Subscribe

  • (no subject)

    На здешних латинских танцевальных вечеринках не хватает партнерш. Мне, по крайней мере. Среди латиносов больше мужиков. Причем не то, чтобы девушек…

  • (no subject)

    Хотел написать про сальсу, но неожиданно отвлекся на фейсбук, который почему то решил, что мой аккаунт стал подозрителен и удалил его.

  • (no subject)

    Если в офис стучится кто-то, рассуждающий про то, что у меня недостаточно грантов, нужно его встречать приветствием: - Деньги принес? - ...??? - Ну,…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments