מכל מלמדײ השכלתי (duchifat) wrote,
מכל מלמדײ השכלתי
duchifat

Category:

А как на горе Скопус, на самой вершине ее

Постоянная ссылка: http://blogs.7iskusstv.com/?p=58922

Как-то лет 15 назад на этом сайте известный в узких кругах журналист с сомнительной репутацией, Михаэль Дорфман, написал, будто гора Скопус ("Наблюдательная горка", она же hар hа-Цофим на иврите) "появилась в результате агитационного , а сегодня сказали бы, пиарного трюка в 20-е гг. Для постройки и расширения Еврейского университета и больницы «Хадаса» требовалось собрать пожертвования за границей. Было понятно, что на строительство на запрещенной еще в Талмуде Маслиничной горе, где издавна располагались кладбища, денег никто не даст. Вот тогда-то на картах появилась гора Скопус. Рассказ, которыми полна израильская история."

У меня еще тогда, в далеком 2002 году это утверждение вызвало недоумение. Ведь рассказывают истории о том, как паломники, прибывавшие в Иерусалим, с горы Скопус видели купола Старого города. Это и дало холму на отрогах Масличной горы название "Скопус" на латыни или "Гора Наблюдателей" на иврите. Правда, не совсем понятно, как паломники оказывались на этой горе. Те, кто прибывал в Палестину морем, следовали в Иерусалим по Яффской дороге с запада. Те, кто прибывал по суше, могли следовать с севера Шхемской дорогой из Дамаска или Бейрута, но эта дорога не проходит через вершину Скопуса.

Недавно, будучи в Национальной библиотеке в Иерусалимском университете, я заглянул в книгу Джекоба Манна, чтобы уточнить, в каких районах Иерусалима жили караимы в средние века. Книга Манна - это сборник документов о караимах из Каирской генизы и других источников. Караимы жили в Иерусалиме Х-ХI веков (до крестовых походов) не там, где сегодня находится Караимская улица, а в районе, который носил название צלע-האלף (это место упоминается в книге Иисуса Навина 18:28), примерно между горой Сион и Офелем.

Однако помимо этого я обратил внимание на упоминания горы Скопус на стр. 595 в книге Манна, где приводится комментарий Хай-Гаона (939-1038) на Берахот 2б (знаменитое обсуждение "С какого времени читают Шма по вечерам?")

"Место, которое было над вратами Иерусалима и так было в нем место для наблюдателей, и жители страны Израиля называют его הצופית hа-Цофит и о нем наша мишна, ... как сказано "Место Храма видно оттуда" (Зевахим 118а,б)"

Манн делает примечание: "По словам Иосифа ("Иудейские древности", 11:77), эта гора называется צפין Цафин, что соответствует по-арамейски צופים Цофим, а по-гречески - "Скопус". Здесь гаон дает нам новое название, которое, по-видимому, использовали уроженцы Страны Израиля в его время."

Достаточно пойти в библиотеку и заглянуть в справочные источники, чтобы убедиться, что те, кто считает гору Скопус "сионистской фальшивкой" жестоко заблуждаются! Кстати, я пишу эти строки как раз находясь на горе Скопус.

Ну и для привлечения внимания завершу этот пост промелькнувшим в ленте фейсбука хулиганским стихотворением недавно умершего поэта и художника Анри Волохонского (http://amkob113.ru/rupitew/volna3-9.html):

А как на горе Скопус
На самой вершине ее Кастратус
Евнухос, Евнухос приплясывали.


Постоянная ссылка: http://blogs.7iskusstv.com/?p=58922
Subscribe

  • (no subject)

    Читаю книгу М. Р. Гинзбурга про эриксоновский гипноз (есть в сети). Это научная книга, точнее учебник (очень обстоятельный) базового курса гипноза…

  • (no subject)

    Лет восемь назад задавался в ru_psiholog вопросом, как расширить круг общения. Потом пять лет назад к нему возвращался. По мне так очень толковый…

  • (no subject)

    С точки зрения экспериментаторов (скажем, биологов), грантовая система имеет недостатки, но, как с демократией, "лучше ничего не придумали".…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments