מכל מלמדײ השכלתי (duchifat) wrote,
מכל מלמדײ השכלתי
duchifat

Categories:

В Хайфском университете и музее Хехта: удивительные вещи, которые я видел сегодня

Постоянная ссылка: http://blogs.7iskusstv.com/?p=59767

Продолжаю постить сюда отчеты о своих путешествиях и экскурсиях в Израиле. Обработка фотографий требует много времени, тем не менее, если не записать, то все пропадет. В этом семестре я работаю в Технионе в Хайфе. Сегодня побывал в Хайфском университете на вершине горы Кармель и в музее Хехта при университете.

С верхнего этажа университета открывается удивительный вид. Меня всегда завораживал вид на Хайфский залив, потому что виден как на ладони кусок карты, несколько городов: Хайфа, Крайоты, Акко, Нахария. Побережье просматривается до Рош-hа-Никра, а дальше уже - Ливан. С вершины Кармеля этот вид удивителен: как на ладони Хайфский порт и город на обе стороны, виден и Цфат, и гора Мейрон, на юг видна Хадера с трубами электростанции и даже дальше. Половина страны Израиля. Хайфа мне немного напоминает Рио-де-Жанейро. Я готов смотреть на эти виды часами. И, конечно, сделал селфи. :)

На фотографию ниже можно кликнуть, чтобы увидеть картинку в высоком разрешении.


Фотография передает лишь на 1/64 то, как это выглядит в реальности. Виден Технион, там хорошо виден корпус Mechanical Engineering (Мехонот), где находится мой офис. Рош ха-Никра видна не как на этой картинке, неясной белой точкой, а хорошо различимы белые скалы. А ведь это километров 35 от Кармеля.



Что касается музея Хехта, то он довольно большой, и все в нем охватить невозможно. Расскажу кратко о самых запомнившихся экспoнатах, не забывая, что лимит на фотографии - не беспредельный. :)

Вот остатки корабля, затонувшего 2400 лет назад у берегов Дора, там, где был порт Тантура. О поездке в Дор я уже рассказывал в этом блоге пару недель назад.


Вот мозаика из синагоги в Бейт-Шеане. О поездке в Бейт-Шеан я тоже уже отчитывался в этом блоге, как и рассказывал о другой мозаике оттуда же, с сиренами и Одиссеем.



Вот изображение еврейского амулета на миске с арамейскими заклинаниями. Такие амулеты, насколько я знаю, делали только в Вавилонии, в Палестине они не были известны. Сегодня амулеты иногда называют вторым по важности источником о вавилонском еврействе после Талмуда. Кстати, об этом я тоже уже писал в этом блоге. В таком арамейском тексте обычно встречается множество странных имен демонов, в которых верили вавилонские евреи в первом тысячелетии н. э.


А вот амулет другого типа. Здесь написано מתושלח מהללאל אני חכליהו, и что это значит, не вполне понятно, кроме того, что Метушелах и Хахаляху похожи на имена собственные.


Вот древний еврейский кувшин для вина VIII-VII вв. до н. э. из Хеврона с надписью на иврите: ליחזיהו יין כחל, т.е. "Принадлежит Йахазягу, вино кахл". Значение слова "кахл" כחל не известно гебраистам, но предполагают, что это какой-то термин, относящийся к вину. Так же изображен символ, который интерпретируют как 1/3 хин или 2.3 литра.


Вот еврейская погребальная надпись на оссуарии:


А вот погребальная дверь, такими закрывали пещерные погребения. Интересно четыре разных изображения (справа сверху, по-видимому, изображание могилы).


А вот две удивительные дощечки из слоновой кости VIII века до нашей эры, согласно музейной аттрибуции, "в финикийском стиле" (думаю, вряд ли финикийский стиль отличался от ханаанейского и еврейского). На одной - изображение женщины в окне, на другой - изображение коровы, кормящей теленка.



Интересная модель храма, по-видимому, Астарты, Х века до н. э. из Заиорданья. Такие модели использовались в культе Астарты, одним из символов которой был голубь, и могли находиться в жилом доме или в маленьком святилище. Фасад фланкирован двумя колоннами, "пальмовидные" капители которых символизируют сакральное древо жизни.


Я уже писал здесь о находке подобных же еврейских моделей из Хирбет-Кеяфы, о которых нам в Иерусалиме рассказал археолог М. Фрейкман. По его мнению, они могут пролить свет на архитектурное устройство Первого Храма.

Вообще, модели зданий люди делали с давних времен. Модель трехэтажного здания из Сирии рубежа второго и первого тысячелетий. Веранда, увенчивающая верхний этаж, украшена стилизованными изображениями животных.


М. Фрейкман в Иерусалиме рассказывал, что такие сосуды с фильтром использовались для пива (браги).


Дальше пойдут дела языческие. Вот египетское изображение кота времен 28 династии, вырезанное из дерева, а рядом с ним - деревянная имитация кувшина с изображением бабуина и египетской надписью АМТИ (имя собственное), поздние династии.


Изображение бога Беса и его соратницы богини Бесеты, Египет, 664-332 до н. э. Бог в виде карлика защищал женщин и детей, и имел страшную физиономию, чтобы отпугивать злых духов. Это один из самых популярных египетских богов. Мне показалось, что в них есть что-то от лисы Алисы и кота Базилио из Буратино, но, наверно, я не прав.

Настенный рисунoк из Египта времен 18 династии (XIII век до нашей эры). По-моему, очаровательная парочка: как она положила ему руку на плечо!


Ну и закончить мой длинный рассказ хочется чем-нибудь легкомысленным, а что может быть более легкомысленным, чем красивые женщины? Посмотрим, как менялись женские изображения в древности.
Вот древнеханаанские богини, символизировавшие плодородие:


Вот изображение Астарты, которoе хранилoсь дома в качестве богини плодородия, VIII век до н. э, позднe-израильский период.

Вот еще одна Астарта примерно того же времени и назначения, для плодовитости и удачи.


А вот Венера, лет на пятьсот помладше и, по-моему, гораздо симпатичнее:


Тем не менее, ранние изображения не всегда более грубые и менее сексуально привлекательныe! Вот ложка для благовоний в виде обнаженной плавающей девушки, держащей утку. Bремен 18-19 династий (XIV-XII вв. до н. э.). По-моему, такая девушка вполне соответствует самым современным стандартам красоты, как с точки зрения фигуры 90-60-90, так и с точки зрения длинноногости. Удивительно, что это второе тысячелетие до нашей эры!




Постоянная ссылка: http://blogs.7iskusstv.com/?p=59767
Subscribe

  • (no subject)

    1) Морокко, монета в 4 фалса, 1284 год хиджры (1868 н. э.), чеканка г. Фес. царь Мулла Мухаммад IV. В Морокко почему-то не используют арабские цифры…

  • dybr

    Давно для себя понял, почему меня подспудно привлекает нумизматика (коллекционирование монет). Одна из фундаментальных бинарных оппозиций - между…

  • (no subject)

    У Буратино даже похолодел нос - так ему хотелось попасть в театр. - Мальчик, в таком случае возьмите за четыре сольдо мою новую азбуку... - С…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments