מכל מלמדײ השכלתי (duchifat) wrote,
מכל מלמדײ השכלתי
duchifat

Categories:

"Перечитывая И.М. Дьяконова"

http://z.berkovich-zametki.com/2017-nomer10-mn/
Опубликовал в "Заметках..." у Берковича длинный текст по материалам дискуссий про прасемитские языки и мышление, с разбором / перечитыванием очерка прасемитского языка Дьяконова. Когда я это писал пару месяцев назад, мне этот текст нравился. Cейчас вижу, что любительское окололингвистическое эссе имеет несколько очень больших проблем.

1. Его не прочитают любители, потому что слишком сложно и занудно, и требует слишком много специальных знаний: ну кто из читателей у нас легко и с увлечением оперирует специальными понятиями вроде "масдаров", "сеголатных имен", "вав последовательности", "шва-мобиле", "двухсогласных ячеек" и прочих "ханаанских фонетических сдвигов"?

2. Такое эссе также не станут читать специалисты, поскольку нафига им читать мнение любителя, у них есть свои профессиональные журналы и свои авторитеты.

3. Ну и в добавок Беркович зачем-то (по незнанию?) постоянно публикует сумасшедших лингво-фриков, и вот в их компанию я и попадаю. :)

Ну, по крайней мере, может вывод из этих размышлений интересен кому-нибудь: :)

"Из сказанного выше я делаю три вывода, лежащих в разных плоскостях.

Во-первых, если говорить об истории семитологии, то интересно влияние, которое Н.Я. Марр оказал на Н.В. Юшманова, а тот — на И.М. Дьяконова. Юшманов довольно смело (хотя и с известной осторожностью) применяет марристкие положения, такие как представление о «диффузных звуках», об «аморфно-синтетической стадии» семитских языков или о скрещении корней. Можно спорить о том, была ли это дань официальному в 1930е годы в СССР «новому учению о языке». Дьяконов, конечно, не признаёт марристких концепций, отвергнутых научным языкознанием. Однако он придерживается представлений об исходных семитских корнях CVC и о развитии корневого фонда путем использования двухсогласных ячеек и показателей именных классов.

Во-вторых, говоря о теории познания вообще, нельзя не отметить интересное обстоятельство. Попытки свести сложную структуру языка к более простым явлениям наталкиваются на постоянные препятствия. Это касается как сведения трехбуквенных корней к более простым и менее многочисленным двухбуквенным, так и сведения сложной и разветвленной семантики к изначальным простым значениям корней и формантов. Каждый раз, когда кажется, что простая «изначальная» схема реконструкции совсем близкa, выясняется, что свести многообразие форм и значений к простой формальной схеме не удается. Это во многом похоже на ситуацию в ряде естественных наук на рубеже ХХ–ХХI веков, в которых не удается примирить логически противоречивые концепции (самый известный, хоть и не единственный пример: теория относительности и квантовая механика).

В-третьих, интересен вопрос о том, какой тип мышления отражают древние грамматические и материальные пласты реконструируемого языка. Вопрос о связи языка и мышления – старый, и oн рассматривался разными авторами с позиций структурализма, марксизма, генеративизма и других. Описаниe праафразийской грамматики создаeт впечатление того, что формально необходимые средства для выражания абстракции (единичное и общее; предмет, признак, действие, состояние, отношение и т. п.) уже имеются в языке. Правда, сама реконструкция этих описаний основываeтся на языках-потомках более позднего состояния. Нельзя отрицать и роль “не-логических” средств, таких как метафора, метонимия или аналогия, в создании семантических рядов. Создается впечатление, что формально-логические и интуитивно-эмоциональные средства задействованы в языке одновременно."


:)
Subscribe

  • (no subject)

    Еще оттуда же (длинное). Влияние аналитической философии и вторичность (например, по отношению к тому же Лакоффу) детектед. Но вот что музыковед…

  • M. Аркадьев. Лингвистическая катастрофа

    Хороший модный философский трактат (если вас не раздражает чрезмерное жонглирование модными темами и именами). Немного напоминает Манина. Аркадьев…

  • (no subject)

    Вчера на Карповке Там же с давней знакомой-лесником (теперь продавцом целебной заряженной воды):…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment