מכל מלמדײ השכלתי (duchifat) wrote,
מכל מלמדײ השכלתי
duchifat

Мои "Деcять фактов о Пасхе и седере"

Обожаю праздник еврейской Пасхи (наверно, я каждый год об этом пишу), а именно, собственно седер. В этот раз, и проводя первый седер дома, и участвуя во втором седере в гостяах, думал и сформулировал для себя деcять фактов о седере:

1. Ни один другой праздник не имеет такой ритуальной составляющей. Да, в Пурим мы слушаем в синагоге книгу Эстер, в хануку мы зажигаем свечи, в Суккот строим шалаши и едим в них. Но седер - это все же совершенно особое театрально-ритуальное мероприятие.

2. Седер - театрализованная мистерия, которую мы разыгрываем, некий спектакль. Конечно, Пурим тоже связан с театральностью, пуримшпилем (который в наше время превратился в маскарад). Но пуримский спектакль - свободный и ничем не рагламентированный, а "мистерия" седера идет по четкому прописанному сценарию, который мы исполняем.

3. Пасхальная Аггада - один из самых исследованных текстов, перевeденный на все языки, на которых говорили евреи. На некоторых экзотических языках, вроде еврейско-берберского, нет почти никакой литературы, но есть перевод Аггады.

4. При этом на литературный характер Аггады не слишком обращают внимание. Между тем она имеет, например, рамочную структуру, характерную для восточных сказок. Так весь рассказ об Исходе является ответом на вопрос "того, кто не умеет спрашивать". Можно там найти и завязку, и развязку, и всяческие совершенно литаратурные приемы.

5. Но это не литература, а театр: тут надо спеть, там надо поднять бокал, здесь приоткрыть мацу, там закрыть.

6. Аггада пересказывает историю Исхода. А зачем это делать? Почему просто не прочитать книгу Исход? Ведь на Пурим мы читаем книгу Мегиллат Эстер, а не пересказываем ее! Более того, Аггада построена как комментарий: библейский стих, толкование с обоснованием. Обоснование в схоластической логике толкователей - ссылка на какой-нибудь другой библейский стих (общим может быть созвучие или употребление того же слова). Зачем это?

7. На мой взгляд, Аггада популяризирует (чтобы не сказать - пародирует) метод мудрецов. Мудрецы в ешивах Суры и Пумбадиты - это небольшая группа населения. А Аггаду читают все, и есть в этом подражание мудрецам. Некая иллюстрация для публики, чем же мудрецы там в ешивах занимаются: тут и пшат, и мидраш, и ремез, и сод. Например, когда Аггада расходится и начинает говорить о 50 да 250 казнях, применяя этакий оторванный от реальности схоластический пилпул.

8. Не случайно из четырех сыновей два интеллектуально продвинутых (Мудрец и Злодей) и два простеца (Простак и Неумеющий Спросить). Двоим первым отвечают на уровне законов и правил (только одному как находящемуся внутри, а другому - вовне), а двум другим - на уровне "показать действие". И из ответа тому простаку "кто не умеет спросить" и вырастает все представление.

9. Отдельное удовольствие - повторение седера на второй день. Это имеет место только в диаспоре, израильтяне этого лишены. Ни у одного другого праздника нет повторения ритуальной части на другой день. Свиток Эстер не читают на следующий день, кущи строят тоже один раз и каждый день новый "гость"-ушпезин, на хануку на следующий день прибавляют свечи, а не повторяют. Повторение выглядит на первый взгляд нелепо: вот вчера же ответили на все вопросы, зачем сегодня опять задавать все те же вопросы? Но оно как раз подчеркивает театральность. Важны не сами вопросы, а ритуал из задавания и ответов: как спектакль, который ставится два вечера подряд.

10. По мне так не надо ходить на седер в общественное место, где много незнакомых людей, где не все настроены на внимательное и вдумчивое чтение текста, а ждут еды и питья. Там всегда толкотня и теснота, очередь, пока все рассядутся, омоют руки и т.п. Тесные проходы между столами, где уж тут "сидеть облокотившись". Да и слишком много гостей не надо. Приятно проводить седер в семье или в небольшой компании, неторопясь вдумчиво читая текст, сидя в просторной комнате, в окружении еврейских символов, пасхальной посуды, напитков и кушаний. Я, по крайней мере, именно так стараюсь делать каждый год. И не надо никакого модернизма - агада про права человека, хип-хоп аггада. Многие пытаются модернизировать Пасху и связать ее с современностью, с тем, о чем думает обычный человек, а не с древними текстами. Фейсбук перед празником засыпан "смешными" картинками, пытающимися осовременить праздник, вроде Моисея с селфи на Красном море с хайвеем, по которому древние израильтяне переходят дно моря на автобусах и машинах, шутками про то, будто все еврейские праздники только о том, что "они хотели нас убить, мы победили, давайте кушать!" Нет, не о том.
Subscribe

  • (no subject)

    Согласно Карлу Юнгу, есть вертикальные причинные связи между событиями и есть горизонтальные - синхроничность. (Единственное, увлекаться поиском…

  • (no subject)

    Читаю вот этот странный сайт https://kniganews.org нигде не написано, кто автор. Явно человек хорошо понимаюший проблемы современной физики. Кто…

  • (no subject)

    Немного эзотерики в ленту. Если вы интересуетесь юнговской синхронией (это я тут с одной знакомой преподавательницей танцев из Питера обсуждал), то…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment