מכל מלמדײ השכלתי (duchifat) wrote,
מכל מלמדײ השכלתי
duchifat

Category:
Я здесь несколько раз писал про мистико-философские идеи некоего Ильи Беляева http://ibeliaev.com. У одной моей знакомой, которая ходила в Петербурге нa его семинар, мой интерес вызвал недоумение: "Беляев полусонно вещает какую-то ересь. Hе понимаю, что тебя в нем могло заинтересовать". Я и сам задавался вопросом, что меня могло заинтересовать в этом в общем-то вторичном авторе, явно отнюдь не мыслителе высшего уровня? :) Xоть и не лишенном литературного таланта.

У Беляева я увидел идею, которая, наверно, давно известна и вполне исследована в западной философии, но я о ней никогда не слыхал и не задумывался. Сам он ее, наверно, связывает с индуистским учением адвайты-веданты ("а-двайта" попросту означает "не-двойственность", индоевропейский корень легко угадывается, да и слово "веданта" тоже хорошее, в нем чудится корень ידע).

Беляев занимается медитацией и интроспекцией, и обнаруживет внутри себя "наблюдателя", который, собственно, является его сознанием, воспринимающим как явления внешнего мира, так и внутренние состояния. Это много кто делает. Bспомним понятие "субъекта" в европейской философии. Все это мы проходили, как и более сложные построения вроде диалога "я-ты" (мир с необходимостью должен быть устроен так, чтобы субъект был не единственным, а имел свою проекцию в виде других субъектов, на этом построена идея философии диалога).

Беляев, однако, артикулирует идею, о которой я не задумывался: что ядро субъекта по определению неизменно. Потому что любое изменение кто-то наблюдает, и вот это кто-то и есть сознание. Сознание вечно молодо, для него нет разницы между молодостью и старостью. И т.д., цитата:

"Все ситуации – это одна ситуация. Все люди – это один человек. Прошлое, будущее и настоящее – одно и то же. Все состояния сознания – одно состояние. Боль и наслаждение не отличаются друг от друга. Не существует ни истины, ни заблуждения. Нет ни кармы, ни судьбы, ни рабства, ни освобождения. Нет никакой разницы между жизнью и смертью. Всё многообразие внутреннего и внешнего – это одна вещь. "

Понятно, что идея, будто "душа" является частицей божественного, присутствует в самых разных религиозных учениях, включая и каббалу и христианство. Но вот эта идея что сознание с логической необходимостью содержит абсолют, что оно неизменно и внеположено времени, для меня новая.

Конечно, дальнейшие построения о том, что в мире вообще ничто не меняется, все явления - кажущиеся (навеяны гипнотической силой Майя) и не отражают никаких сущностей, кроме того же Абсолюта - это уже дань разным восточным учениям, вроде той же Адвайты, Дзогчена и прочего "кашмирского шиваизма", и их принять трудновато. Но что субъект является абсолютом - совершенно логически безупречное построение.
Tags: esoteric
Subscribe

  • (no subject)

    В дореволюционном учебнике физики О. Д. Хвольсона (это сын гебраиста Д. Х., кстати) первым разделом было "два мира", где говорилось, что для каждого…

  • (no subject)

    В смысле предыдушего поста (в рамках той терминилогии) рационализация и осмысление - противоположные вещи. Есть значение (формальное значение…

  • про смыслы

    Перечитал свой пост ровно годичной давности про смыслы. По-моему, хороший, поставлю его еще раз, чуть отредактировав. Интересно, что в реале я…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments