מכל מלמדײ השכלתי (duchifat) wrote,
מכל מלמדײ השכלתי
duchifat

Category:
Другой («иной», «чужой») — одна из центральных философских и социо-культурных категорий, определяющая другого как не-Я[2]. Другой — это любой, кто не является мной[3], отличен от меня, нетождественен мне и даже противостоит мне, но в то же время относится, как и я, к человеческому роду[4] и внешние проявления его жизнедеятельности напоминают мои собственные, хотя я и не могу проникнуть в их глубинное измерение. (Википедия, статья "Другой")


"Формула Атман+Упадхи=Джива полностью соответствует формуле Брахман+Майя=Ишвара, но только на уровне индивидуального сознания. Конкретно по каждому термину: Упадхи (грехи) – эта та же Майя (иллюзия), но только на уровне индивидуального сознания. Джива (индивидуальная душа) – эта та же Ишвара (относительный мир), но только на уровне индивидуального сознания. Авидья (индивидуальное неведение) – эта та же Майя (иллюзия), но только на уровне индивидуального сознания. Поэтому Джива (отражение Брахмана в индивидуальном неведении /Авидья/) на уровне индивидуального сознания полностью соответствует формуле Ишвары (отражение Брахмана в Майе)"
http://photo-drive.ru/wordpress/advajta-vedanta-dlya-chajnikov/


Я не любитель всяческой языческой псевдо-религии и экзотики, но здесь речь вот о чем. "Брахман" - это как бы экран или кинопроeктор, "Майя" - это фильм, который нам показывают, а их сумма - реальность, которую мы видим. "Атман" - это ядро сознания, "Упадхи" - психическая реальность (чувства, мысли, воспоминания, желания), "Джива" - индивидуальная душа, отражение "Брахмана" в индивидуальном неведении (Авидья, она же по-семитски Джахилия جاهلية , как ни странно древнееврейского термина нет, разве что כסילות).

Центральное положение адвайты: "Brahman and Atman are One", т. е. идеальное, стоящие за материальным миром, и основа сознания - одно и то же (или душа - частица божественного). Аналогия "Брахман+Майя=Ишвара" аналогично "Атман+Упадхи=Джива" - понятна.

Собственно, вопрос, а чему соответсвyет понятие "Другой" в такой картине мира?

PS. Конечно, первый вопрос, который приходит в голову: в иудаизме (с ХVI века) душа тоже состоит из трех частей: нефеш - «психологическая» часть души, человек отождествляет себя с нефеш в большинстве случаев, нешама — высшая, непостигаемая, часть души, дыхание уст Бога, руах — объединяющее звено. Может, нешама=Атман, нефеш=Упадхи, руах=Джива? (Леhавдиль, конечно, языческие и единобожные идеи все равно из разных областей реальности). Но на Западе душа понимается прежде всего как свобода воли, которая определяется через 613 заповедей. А на Востоке речь о свободе воли не идет, скорее эпистемология.
Tags: esoteric
Subscribe

  • (no subject)

    1) Мне кажется, что эмпатия - это умение подстраиваться под собеседника. Но многие, видимо, разделяют это. Знаю женщин, которые считали себя…

  • (no subject)

    Читаю книгу М. Р. Гинзбурга про эриксоновский гипноз (есть в сети). Это научная книга, точнее учебник (очень обстоятельный) базового курса гипноза…

  • (no subject)

    Элегуа выглядит ребенком или стариком (начало и конец) добрым или злым (красное или чернoе поле). Он дает знаки, когда не знаешь, какое решение…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments