מכל מלמדײ השכלתי (duchifat) wrote,
מכל מלמדײ השכלתי
duchifat

Category:
В более привычной мне религии - иудаизме - основным свойством человеческой души считается свобода воли. Фактически Бог поделился своей творческой энергией, дав ее крупицу человеку. Отсюда и свобода воли. Правда, здесь следует ряд схоластических тонкостей. Во-первых, свобода воли - это не тогда, когда вам, например, хочется, вы открываете холодильник и выпиваете бутылку пива. Такие вещи как раз определены психофизиологией. Свобода воли - это свобода выполнить или не выполнить одну из 613 заповедей Торы.

Если понимать это буквально, то отсюда следует множество парадоксов. Получается, у вас есть свобода воли повернуть выключатель в субботу, но нет свободы воли сделать то же самое в среду. Но есть нюансы. Во-первых, не факт, что включать свет в субботу так уж запрещено Торой. Во-вторых, вся эта история про 613 заповедей - символическая, просто "613" это символ, обозначающий, что есть много заповедей. Конкретные правила соблюдения заповедей выводятся из Торы на основании устной традиции авторитетными поским. Эти правила могут различаться для разных общин. Более того, есть заповеди из Торы, заповеди от мудрецов и обычаи, приравненные к заповедям, и они разные в разных общинах. Существует ли для вас заповедь, связано с тем, приняла ли ее ваша община. Еще связано с тем, была ли ваша пра-прабабушка по материнской линии признана еврейкой с точки зрения раввинского суда того места, где она жила. То есть надо понимать, что на определенном уровне вся эта история про заповеди - символическая. Свобода воли фактически возникает от того, что определенная группа принимает на себя груз соблюдения заповедей.

Заповеди возникают из текста Торы. При этом еврейская религия довольно текстоцентричная. Есть текст для пишущего и текст для читателя, письменная и устная Тора, и разные другие семиотические тонкости. К тому же нынешнее понимание свободы воли - не единственное исторически возможное, Иосиф Флавий пишет о трех древнееврейских партиях - фарисеи, саддукеи и ессеи - которые различались именно вопросом о свободе воле. Тем не менее, символически свобода воли (а значит и душа) вытекает из 613 заповедей.

В отличие от этого в интересующем меня последнее время восточном учении, адвайте, свободе воли уделяется мало внимания. А проблема Текста, противопоставленного материальному, вообще не наблюдается (что удивительно, учитывая успехи индийскиой цивилизации в грамматических науках).

Большая проблема с адвайтой и подобными учениями состоит в том, что они настаивают, что материальный мир - иллюзия, наведенная гипнотической силой Майи. То есть, что реальность ничем (буквально, а не символически!) не отличается от сна. Эти учения ставят во главу угла созерцательность, интроспекцию и медитацию, а не действие. Поэтому и мало интереса к свободе воли.

Признание материального мира иллюзией является принципиальным. Вот, например, характерное из гуру Шри Раманы Махарши

"5. Можно ли осуществить Самость и тогда когда мир воспринимается как реальный?
Нельзя.
6. Почему?
Видящий и объект зрения подобны веревке и змее. Как осознание того, что веревка есть субстрат, не придет, пока не кончится заблуждение об иллюзорности змеи, так и осуществление Самости, которая есть Субстрат, не будет достигнуто, если не устранена вера в реальность мира."

http://www.orlov-yoga.com/Ramana/Ramana201.htm
Я не совсем понял метафору про веревку и змею, но посыл ясен. Не получится прийти к идее подлинности внутреннего сознания, и тем более к идее его eдинства с Сознанием внешним, если не признать материальное иллюзией. Причем здесь речь даже не о том, что сам мир или комплексы впечатлений о нем структурированы как текст. А о том, что мир попросту иллюзия, как сон.

Для западного человека, с идеей Закона, особенно после Фр. Бэкона, Локка, Декарта, Паскаля и других мудрецов, разработавших детальный эмпирический метод вычленения из окружающего мира объективного, такая идея совершенно не канает. Если мир и иллюзия, то очень четко структурированная, воспроизводимая, подверженная объективным законам природы. А если задуматься об определении слова "иллюзия", то придется признанть, что по определению то, что воспроизводимo и структурировано законами природы, иллюзией не является. Почему гипнотическая сила Майя показывает нам мир, в котором, в отличие от снов, железно соблюдаются законы физики - совершенно не ясно.

Тем не менее, в этом учении, адвайте, есть здравое зерно. Прежде всего, про абсолютность сознания. Любой наблюдаемый процесс, внешний или внутренний, кто-то наблюдает. В некотором смысле это картезианская максима, вывернутая наоборот, "я существую, следовательно, мыслю". Мысль тоже существует, следовательно ее кто-то мыслит. Таким образом, легко логически прийти к идее существования абсолютного "наблюдателя" вне любых изменений. А абсолют по природе своей един с любым другим абсолютом. В том числе и с платоновскими абсолютными идеями, стоящими за материальным. Или, если угодно, с источником силы Майя (оставляя за скобками вопрос, откуда взялись законы природы). :)
Tags: esoteric
Subscribe

  • (no subject)

    Согласно Карлу Юнгу, есть вертикальные причинные связи между событиями и есть горизонтальные - синхроничность. (Единственное, увлекаться поиском…

  • (no subject)

    Читаю вот этот странный сайт https://kniganews.org нигде не написано, кто автор. Явно человек хорошо понимаюший проблемы современной физики. Кто…

  • (no subject)

    Немного эзотерики в ленту. Если вы интересуетесь юнговской синхронией (это я тут с одной знакомой преподавательницей танцев из Питера обсуждал), то…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments