מכל מלמדײ השכלתי (duchifat) wrote,
מכל מלמדײ השכלתי
duchifat

Category:

деньги как субстанция-носитель идеально материaльного

А искал я в своем блоге вот эту запись про таинственного мудреца ХХ века Шошанэ:

"...сефира малхут соответствует народу Израиля, Шхине, Луне и Устной Торе. У Малхута нет ничего своего. Насколько я понял, это подобно тому, как Устная Тора не существует в записанном виде, а существует в мудрецах, живет в их головах. По-моему, очень любопытная идея. Примерно как информация не существует сама по себе, а имеет материальный носитель, но сама не имеет ничего материального. В этом смысле Малхут может существовать только в одиночестве, то есть для него необходимы отшельничество и аскетизм. А при обзаведении собственным материальным имуществом малхут теряет связь с более высокими ступенями. То есть опять существование на грани материального и нематериального. Поэтому духовные люди, такие как хасидские праведники и каббалисты, часто стремились к отшельничеству."
http://blogs.7iskusstv.com/?p=58810

Поскольку вроде бы меня избрали в исполнительный комитет отделения естественных наук нашего университета, который определяет критерии научных достижений профессоров, я все хочу составить для себя окончательное мнение о том, почему естественные науки измеряют деньгами, а не публикaциями [по крайней мере, в моем университете]. И имеет ли смысл с этим бороться?

Деньги - это квинэссенция материального, его символ. А естественные науки по определению изучают материальное. Поэтому естественно, что [по американским понятиям] лучший ученый - тот, кто способен своей наукой украсть больше денег. Такое соревнование магов при дворе Валтасара.

Юрий Иванович Манин пишет (в "Математика как метафора") о том, что абстрактную науку (конечно, он про математику, но какую именно науку для меня сейчас не важно) можно представлять одним из четырех способов:
(1) как комплекс научной литературы
(2) как существующую в головах у ученых
(3) как физичекую модель (при таком понимании как бы 2*2=4 это результат физического экcперимента с четырьмя палочками или яблоками)
(4) как реальность, заранее существующую в платоновcком мире идей, которую ученый открывает, а не изобретает.

Каббалистически, ясно, что речь о втором способе ("в головах мудрецов"), и это сефира Малхут.

Деньги -- это символ материального, рафинированное материальное без чего либо другого и без какого либо содержания. Чистая форма. Я не знаю по своей необразованности, какая это сефира (может быть - Йесод?). Деньги - это субстанция-носитель материального, в них нет ни структуры ни составный частей, просто сумма денег. Это материальное par excellence, лишеное какой либо идеи или субъективных признаков (запаха, цвета, формы). Разрушитель Иерусалимского Храма, император Веспасиан сказал: "деньги не пахнут" (Pecunia non olet).

Если в науке нового времени (к которой мы все принадлежим) объективное существует в виде комплексов восприятия, носитель которых - субъект, то, получается, деньги выступают в качестве некоего заменителя, как субстанция-носитель идеально материaльного. :)

Если мы мыслим науку как существующую в головах у мудрецов, то мудрец должен стремиться к аскезе, материальное его тяготит. Но если мы (вслед за условным Галилеем и Бэконoм) мыслим науку как физичеcкую модель, то деньги получаются той незримой субстанцией (примерно как светоносный эфир), на которой материальное структурируется.

Основоположник современного научного метода, Френсис Бэкон, сказал "Знание - сила" (Scientia potentia est), но более точно было бы "знание - деньги". Интересно, как это на латыни: Scientia pecunia est?

Может быть поэтому в естественных науках ученые стремятся измерять достижения дpуг друга размерами research expenditures? Надо Пелевина перечитать, кажется, у него был роман про вампиров, вырабатывающих баблос. :)
Tags: esoteric, philosophic
Subscribe

  • (no subject)

    Согласно Карлу Юнгу, есть вертикальные причинные связи между событиями и есть горизонтальные - синхроничность. (Единственное, увлекаться поиском…

  • (no subject)

    Немного эзотерики в ленту. Если вы интересуетесь юнговской синхронией (это я тут с одной знакомой преподавательницей танцев из Питера обсуждал), то…

  • (no subject)

    Смысл отличается от значения тем, что смысл сообщения подразумевается в данной конкретной ситуации, а значение является формальным, словарным.…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments