מכל מלמדײ השכלתי (duchifat) wrote,
מכל מלמדײ השכלתי
duchifat

и o Jewish Studies

О том, какой социальный заказ обслуживают гуманитарные науки (а основные гуманитарные науки - это история и филология), написано много. Обычно считают, что последние лет 150 они обслуживают идеологически национальные государства. С конца ХIХ века, и особенно после распада империй в начале ХХ, в моде был национализм. Всем народам потребовалось изучить и описать свою историю, а также язык, литературу, фольклор, музыку и искусство. Стали с необходимостью возникать университеты, академии языков и литератур, институты истории.

А к концу ХХ века национальное строительство пошло на убыль в связи с глобализацией. А с ней и необходимость в "национальной идее" и местной национальной культуре стала отпадать. Гуманитарные науки оказались в перманентном кризисе. Университет как институт, дающий просто "образование", стал довольно бесполезным. Образование в области свободных искусств, которое еще в 1970е гарантировало любую офисную работу, стало невостребованным. Всем подавай рыночно востребованные навыки. Pазгул капитализма. Университеты превратились в коммерчeские структуры наподобие былых реальных училищ: платишь денежки, тебя учат, a благодаря знаниям и навыкам потом зарабатываешь. На что гуманитарии постоянно жалуются: университет, мoл, в руинах (http://parksgt.tsu.ru/upload/iblock/381/38173d7d933b332f43f89464dc2477b9.pdf), да все такое.

Это, конечно, упрощенная картина. Тем не менее, по большому счету, основным заказчиком гуманитарных наук были общественные институты, стремившиеся к развитию национального самосознания, самоидентификации, национальной культуры и "национальной идеи" (не люблю этот термин, но он существует - может быть, правильнее сказать: идеологии национального государства).

Очень интересную (и по мне так неприятную) метаморфозу мы имеем в нашей русскоязычной иудаике, т.е. в еврейской истории и филологии (а также философии, этнографии, фольклористике, социологии, религиоведении, искусcтвоведении и т.п.). Кстати, почему Jewish Studies, "иудаику" стали выделять в отдельную дисциплину? Думаю, тут две причины. Oдна в том, что связанные с евреями исследования в большей или меньшей степени завязаны на знание иврита, древнееврейского языка. Конечно, можно быть в иудаике социологом или этнографом и не знать иврита, но все же без знания языка вы немного не полноценный исследователь. А во-вторых, эти исследования так или иначе связаны с еврейской общиной, зачастую еврейские организации их спонсируют, израильские специалисты поддерживают, и так далее.

Так вот, еще в 1990е всяческая иудаика была без сомнения связана с развитием национального самосознания, и политически обслуживала в той или иной мере и форме еврейский национализм. Если в начале 1990х спрашивали, скажем, кого-то из руководителей нарождавшихся еврейских общин и организаций, какая самая важная перед ними стоит проблема, то все отвечали: "развитие национального самосознания!" Именно для этого нужны детские сады и школы, лекции и общинные мероприятия. Ради развития самосознания люди изучают еврейскую историю и языки, религию и философию. Это год так 1991, скажем.

Конечно, в этом движении были разные люди с разным, так сказать, бэкграундом. Но в основном те, кто изучал еврейскую историю, ездил в экспедиции, писал статьи, готовил выставки, преподавал иврит, писал какие-то исследования, старался получить образование - в основном, эти люди чувствовали себя частью еврейского национального движения.

Политически почти все эти люди, если имели мнение об израильской политике, то были за правых - за Ликуд, Шарона, Шамира и Нетаньягу. Исключения очень редки. Все эти люди терпеть не могли советскую власть, поскольку она 50 лет запрещала и иврит и изучение еврейcкой истории. Короче, тяготели к правым еврейским националистам. И это естественно - с чего бы человек пошел изучать национальную еврейскую историю или филологию (языки, литературу), талмудические или библейские тексты, как не из национализма или хотя бы не из интереса к религии?

Надо сказать, что и в Израиле примерно такая же картина. Типичный специалист, скажем, по какому-нибудь там языку Талмуда - это человек в кипе, из Бар-Илана или HUJI.

В Америке я с большим удивлением обнаружил, что большинство исследователей Jewish Studies - левые либералы и социалисты. По началу я считал это недоразумением и случайностью. Ежели человек занимается, скажем, идишем и литературой нa нем, ясно, что он при таких интересах должен быть супер-консеравтивен (думал я) - что может быть старомоднее, чем язык времен прадедушек в местечках? Только консерватор может интересоваться этим, желать взять в свою жизнь что-то из того мира и построить на нем современную идентичность. А уж с библией и талмудом все понятно, как и с еврейской философией.

Но я жестоко ошибался. Оказалось, что для людей с такими интересами в Америке естественно иметь леволиберальные и даже социалистические взгляды, порой экстремистские. Какой-нибудь там Даниэль Боярин (блестящий специалист по талмуду и еврейскому богословию времен нового завета) заявляет, что он троцкист-кoммунист. Казалось бы, Троцкий - кровавый палач, чья идея - разжечь бойню перманентной революции, убийства и грабежи, и непримиримый враг любой религии и теологии, который профессора этого дела или к стенке бы поставил, или отправил на лесоповал. Казалось бы, так же неуместно, как с гордостью называть себя нацистом. И вот на тебе - https://lechaim.ru/ARHIV/243/aktual.htm "я троцкист!" :) Это не эпатажное исключение, а норма.

Для американскиx исследователей леволиберальные взгляды естественные, потому что для них иудаика - отнюдь не идеология еврейского самосознания. И не схоластическое изучение дремучего богословия. Для них это изучение меньшинств и инаковости. Которое идет от социологии. Для них Jewish Studies в одном ряду с гендерными исследованиями или с исследованиями иммиграции из третьего мира. Для них естественно, что человек, изучающий культуру евреев, должен политически быть фанатом беженцев из мусульманских стран (даже если те антисемиты) и ЛГБТ (даже если Библия это осуждает, и в традиционных местечках отродясь ничего такого не было). :) Ведь евреи тоже были маргинальной группой и беженцами - вопрошают они.

И примерно то же самое произошло с российскими исследователями нового поколения в этой области. Политически они далеки от еврейского национализма. Гуманитарные идеи, которые их интерсуют, связаны с тем же изучением маргинальных меньшинств, с "образом другого", с гендерными штудиями. Тематика, которая интересует Россию - изучение диаспор, этнография кавказцев и подобное. Тематика, которая интересует европейских спонсоров - гендерные исследования, социология. Вот это и есть социальный запрос. Вовсе не теологические штудии в древних текстах и не развитие национального самосознания. При этом немало талантливых людей, хорошо знающих языки, эрудированных. :)
Subscribe

  • (no subject)

    Почитал (пока совсем по верхам) рекомендованную fromtxwithlove книгу A Эткинда (племянника Ефима Эткинда) про русский психоанализ, Лу Саломе, С.…

  • (no subject)

    Каждый день в полдень в Питере стреляет пушка. Напоминая, что полдня уже прошло, а нифига не сделано еще.

  • (no subject)

    Интересный обзор системы Эво-Люции (там про баги и инструменты общения, определения терминoв) https://gettingclose.ru/bagi-obshheniya Корм там как…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments