מכל מלמדײ השכלתי (duchifat) wrote,
מכל מלמדײ השכלתי
duchifat

Category:

три главные среды, доступные нам

Интересное в фейсбуке у Парибка:

"Самое принципиальное достижение письменности - вовсе не облегчение бремени памяти, как нередко думают, и не отчасти амбивалентный перенос (ср воркотню Платона) содержаний культуры на внешние носители.

Изобретение письменности есть создание среды, в которой перемешаны и вступили во взаимодействие три главные среды, доступные нам, людям, чтобы управляться со смыслами, а именно звуковая (устной речи), зрительная и кинестетическая (моторная, жестовая). Тем самым создается надмодальная среда смыслов.
"
https://www.facebook.com/Pariboque/posts/2115151521869218

Сам П. производит в FB странное впечатление некой неуместной для столь духовно продвинутого и владеющего собой человека, последователя Чогьял Намкай Норбу, невротичностью (это нам простым смертным можно). :) Я с интересом его читаю, несмотря на анти-американизм и элементы антисемитизма, но категорически не прошусь во френды.

А пост меня заинтересовал двумя вещами. Во-первых, вот эти три среды. Мы обычно представляем мозг и мышление как нечто идеальное. Но мозг неотделим от тела (спинной мозг является продолжением головного и так далее, со всей симпатической и парасимпатической нервной системой). Три доступных внешних среды (зрительная, звуковая и моторная) - это три вида пространства, в котором мы существуем. Конечно, вслед за Эвклидом мы их геометризируем и "физикализируем" и опять геометризируем уже на другом уровне. Свет и звук оказываются колебаниями, моторное пространство оказывается группой симметрий ISO(3), и все это раскладывается на известные элементы. И при этом забываем об изначальной внешней среде. Ясно, что кроме внешней есть и внутреннаяя, в которой существуют память, боль, эмоции, удовольствия, мысли, желания, сознание.

А во-вторых, и это более интересно, любопытно задуматься о природе символа до появления письменности или обозначений. Устное слово - это тоже символ, но эфемерный. На мой взгляд, символ и материальное - два класса вещей, о которых мы можем думать. Различие я вижу в тождественности / нетождественности неразличимого (сколько ни напиши слово 牛 "корова", это то же слово, а вот реальные коровы все разные). Однако, оказывается, что символ образуется из слияния трех внешних сред! Или, может быть, имеет три грани (соотносятся ли они с тремя признаками знака по Фреге - интересный вопрос), связанные с написанием, изображением и означаемым словом-концептом. А... что было до изобретения знака? До того как корова стала знаком 牛 (это знак кандзи для коровы), было слово устной речи, но символ ли это? Как у него насчет тождественности неразличимого?

Ну и кроме того, как быть с материальным? Оно тоже образуeтcя из слияния звуковой, моторной и зрительной среды?

И почему нам доступны именно три среды? Нет ли каких-то еще сред, не вполне, но хотя бы отчасти нам доступных?
Tags: esoteric, philosophic
Subscribe

  • (no subject)

    Путин нахамил Байдену (или какому-то журналисту?), процитировав слова Остапа Бендера "обращайтесь во Всемирную лигу сексуальных реформ". Это в ответ…

  • The Peril of Politicizing Science

    Насчет статьи химика Крыловой, американского профессора донецко-московско-иерусалимского розлива, не могу понять, почему так много людей жалуется на…

  • (no subject)

    В молодости (ну, лет в 35) я думал, что с возрастом меня все больше будет интересовать религия, со временем стану религиозным. Еще я думал, что…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments